Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Рудик, мон ами… кошон

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Ролан Пети. «Тан лие» с Нуриевым / Перевод с французского В.Г. Новикова. – Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2007. – 80 с.

Балетмейстеру не нужно быть умным. Балерине – скромной. Танцовщику – порядочным. Для последнего вообще необходимо одно: чтобы то, что в английском называется balls, не мешало. Даме и в этом нет нужды, а хореограф может себе позволить фантастическую глупость в частной жизни.

Даже очень хороший танцмейстер (а именно таким, по сложившемуся мнению, является Ролан Пети) не застрахован от неудачи, когда берётся не за своё дело. Например, за написание текста. Впрочем… кому-то любое свидетельство о Нуриеве будет в радость. Даже если ничего нового этот «кто-то» об анфан террибль мирового балета не узнает.

Не беда, зато всегда есть возможность узнать нечто неизвестное об авторе. Даже если этот автор – известнейший французский хореограф.

Итак, Пети.
Как литератор он хуже, чем как автор танцев. Небольшая книжка о Нуриеве с трудом поддаётся жанровому определению. Для дневника в ней мало исповедальности, для эссе не хватает блеска и неожиданности, для исследования… тут вообще не смешите.

Зато в качестве автопортрета она дивно как хороша!
Пети в своих заметках о Нуриеве предстаёт перед нами как довольно ограниченный, весьма самодовольный и попросту недалёкий человек. Отсюда проистекает его разочарование в Нуриеве, причём даже само это чувство не осознаётся Пети отчётливо.

Подумать только – антисоветски настроенный европеец, относящийся уже не к Советам, а прямо к России как к стране варварской, вдруг влюбляется в «организм», который «выбрал свободу». Выбрал, понятно, потому, что он (т.е. Нуриев) тоньше, изысканнее окружающей его дикости. А потом оказывается, что этот «русский татарин» попросту, извините за грубость, свинья.

Ох как Пети возмущает амикошонство Нуриева! Как был бы рад этот гордый галл противопоставить мрачной России прекрасную Францию, где не только таланты раскрываются пышным цветом, но и личность достигает высот ангельских! Не выходит. Сопротивляется Рудольф Хаметович. А Ролану Пети невдомёк, что ровно таким же был Нуриев в СССР, каким увидел его весь мир. И что именно это «кошонство» вытолкнуло танцовщика ещё юношей из страны.

На фоне известных текстов о Нуриеве книжка Пети выглядит вегетарианской. Автору, кажется, невдомёк, что его герой из тех хороших танцоров, которым помогло как раз то, что плохим обычно мешает. Что в значительной мере феномен Нуриева основан на его сексуальной скандальности (при иных выдающихся, правда, данных), на его потрясающей бытовой гнусности.

Конечно, хорошо, что Пети хотя бы не умиляется выходкам Нуриева. Однако цельного образа (того самого «тан лие» применительно к изложению биографии) вылепить всё равно не может. Виной тому изначальная предвзятость: беглец из русского ада не может быть скотиной.
Ещё как может!
Между тем Нуриев, как твердят его многочисленные жизнеописания, был парадоксальным образом одновременно и себе на уме, и к цели шёл напролом. При этом вектор его движения был заложен русской школой балета. Ей, а не чему иному обязана планета явлением незаурядного, неудобного танцовщика и хореографа и в чём-то удивительно цельного, хотя малоприятного человека.

Обыденная грубость Нуриева и его профессиональная негибкость были обусловлены, кажется, глубочайшим убеждением в том, что взрастившая его балетная культура неизмеримо выше той, каковой жила Европа.

(«Я узнал, мистер Петит, что я вам не нравлюсь в вашем дерьмовом балете, тогда я скажу вам, мистер Петит, что мне на это наплевать, мне наплевать на ваш балет, на всякий французский балет, мне наплевать на дерьмовый французский танец и на всё, что идёт от вас и вашего французского стиля» – за такие слова перед Нуриевым следовало бы снять шляпу!)

Убеждённости Нуриева в праве на диктат русского Европе Пети так и не понял. И нет никакой надежды, что когда-либо поймёт. Даже если тысячу раз скажет, что Россия – его «особенная любовь».
И что к Нуриеву он был дружески привязан.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS