В Московском областном Доме искусств «Кузьминки» прошла персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации скульптора Александра Рожникова. Эта выставка стала своеобразным итогом 25-летней творческой деятельности мастера.
Нить духовного, тянущаяся от одного образа, создаваемого Александром Рожниковым, к следующему кажется бесконечной. А оттого – вневременной и без пауз.
Лоск светскости при первой встрече с ним может сбить с толку. Весёлый, элегантный – это одно. Встреча с первокурсниками Московского областного колледжа искусств в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину и фотографии у памятника композитору в парке – другое. Много лет назад мне довелось работать экскурсоводом в доме-музее и прикасаться к тому, к чему прикасались руки Петра Ильича. Мистика гения Чайковского вошла в меня тогда. И вдруг, спустя столько лет, этот памятник. Откуда такое понимание, прочувствованность этого человека! Скромность и трагизм, слитые с абсолютной человеческой простотой… Так для меня два события – встреча со с кульптором и «встреча» с композитором – слились, уже теперь навсегда, в одно неразрывное целое.
Угадывание, но не случайное, а сопряжённое с постоянным внутренним наблюдением и прозрением. Так «угадана» «Маргарита» (1989). В тонком изломе гибкого тела – тонкость, изломанность и гибкость женской души. «Та» это Маргарита или «не та» – уже не важно. Но прикасалась к ней рука мастера.
Ещё один женский образ – «Вот и лето прошло» (2002). «Стекающие» формы, заострённые, словно обугленные плечи, и вместо лица – цветок с ещё не до конца оборванными лепестками… Как больно прощаться с молодостью, как тихо и незаметно уходит красота…
Идеи, калейдоскоп идей. Они переполняют А. Рожникова, выплёскиваясь и отливаясь в скульптурную форму. И каждый раз это – удивление, открытие для нас, смотрящих.
«Портрет П.И. Чайковского» (2007). Композитор – в момент наивысшего творческого напряжения, когда он один, его никто не видит. Жилы, выступившие на руке, напряжённые пальцы, сдвинутые брови, резко обозначившиеся морщины на лбу. И взгляд гения. Что там, в его голове? «Пиковая дама»?
6-я симфония – как реквием самому себе?
Ещё одна тема, глубоко вошедшая в творчество А. Рожникова, – это вечная «Пьета». Плач по ушедшим. Как тут не вспомнить о Микеланджело и его «Пьете». Но ассоциации – не в образности, не в пластике, а в силе воздействия.
«Памятник воинам-интернационалистам» (2000). Люди, скованные колючей проволокой и одновременно распятые на ней… И возвышающийся над ними, оплакивающий их образ Ангела, так перекликающийся с Богоматерью в «Пьете».
Или «Журавли» (2006) – тоже запутавшиеся в колючей проволоке птицы, пытающиеся вырваться из неё... Пластика движения, взмаха крыльев – необъяснимое ощущение одновременно борьбы и полёта…
Конечно, в одной статье не удалось охватить всего многообразия творчества А. Рожникова, за скобками осталось многое. Но, честно говоря, задачи «сказать обо всём» и не ставилось. Как мне кажется, в обозначенных работах выявилась самоидентификация художника, искренний посыл себя в мир сначала идей, а затем – в мир людей.