Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Руки мастера

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Константин ХВАТОВВ Московском областном Доме искусств «Кузьминки» прошла персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации скульптора Александра Рожникова. Эта выставка стала своеобразным итогом 25-летней творческой деятельности мастера.

Нить духовного, тянущаяся от одного образа, создаваемого Александром Рожниковым, к следующему кажется бесконечной. А оттого – вневременной и без пауз.

Лоск светскости при первой встрече с ним может сбить с толку. Весёлый, элегантный – это одно. Встреча с первокурсниками Московского областного колледжа искусств в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину и фотографии у памятника композитору в парке – другое. Много лет назад мне довелось работать экскурсоводом в доме-музее и прикасаться к тому, к чему прикасались руки Петра Ильича. Мистика гения Чайковского вошла в меня тогда. И вдруг, спустя столько лет, этот памятник. Откуда такое понимание, прочувствованность этого человека! Скромность и трагизм, слитые с абсолютной человеческой простотой… Так для меня два события – встреча со с кульптором и «встреча» с композитором – слились, уже теперь навсегда, в одно неразрывное целое.

Угадывание, но не случайное, а сопряжённое с постоянным внутренним наблюдением и прозрением. Так «угадана» «Маргарита» (1989). В тонком изломе гибкого тела – тонкость, изломанность и гибкость женской души. «Та» это Маргарита или «не та»  – уже не важно. Но прикасалась к ней рука мастера.

Ещё один женский образ – «Вот и лето прошло» (2002). «Стекающие» формы, заострённые, словно обугленные плечи, и вместо лица – цветок с ещё не до конца оборванными лепестками… Как больно прощаться с молодостью, как тихо и незаметно уходит красота…

Идеи, калейдоскоп идей. Они переполняют А. Рожникова, выплёскиваясь и отливаясь в скульптурную форму. И каждый раз это – удивление, открытие для нас, смотрящих.

«Портрет П.И. Чайковского» (2007). Композитор – в момент наивысшего творческого напряжения, когда он один, его никто не видит. Жилы, выступившие на руке, напряжённые пальцы, сдвинутые брови, резко обозначившиеся морщины на лбу. И взгляд гения. Что там, в его голове? «Пиковая дама»?

6-я симфония – как реквием самому себе?

Ещё одна тема, глубоко вошедшая в творчество А. Рожникова, – это вечная «Пьета». Плач по ушедшим. Как тут не вспомнить о Микеланджело и его «Пьете». Но ассоциации – не в образности, не в пластике, а в силе воздействия.

«Памятник воинам-интернационалистам» (2000). Люди, скованные колючей проволокой и одновременно распятые на ней… И возвышающийся над ними, оплакивающий их образ Ангела, так перекликающийся с Богоматерью в «Пьете».

Или «Журавли» (2006) – тоже запутавшиеся в колючей проволоке птицы, пытающиеся вырваться из неё... Пластика движения, взмаха крыльев – необъяснимое ощущение одновременно борьбы и полёта…

Конечно, в одной статье не удалось охватить всего многообразия творчества А. Рожникова, за скобками осталось многое. Но, честно говоря, задачи «сказать обо всём» и не ставилось. Как мне кажется, в обозначенных работах выявилась самоидентификация художника, искренний посыл себя в мир сначала идей, а затем – в мир людей.

Ирина СЕДОВА

Обсудить в группе Telegram

Ирина Седова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS