Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 июня 2015 г.
  4. № 22 (6511) (03.06.2015)
Искусство

Рукотворный памятник дружбе

03 июня 2015

Л. Гуревич. Круг Шемякина. – СПб.: Ленинград Центр, 2014.– 592 с. – (Серия «Авангард на Неве»). – 1000 экз.

Города в искусстве, как слова в строке, имеют свои наклонения и падежи. И художественный Петербург-Ленинград 60-х видится не в степенном именительном падеже, а скорее в винительном – там, где временные сдвиги, смещающие зеркала. Городу на Неве, его особому свечению, особым обитателям и посвящена 600-страничная книга «Круг Шемякина», десятилетний труд искусствоведа Любови Гуревич и художника Михаила Шемякина.

Духовный предтеча нынешнего издания – изданный в Париже альманах «Аполлон-77», детище Шемякина, названный им так в честь мирискусснического «Аполлона» С. Маковского.

С каким жадным интересом листали тогда в Питере и Москве этот альманах, чудом проникший за железный занавес. Как страстно вглядывались в страницы, вобравшие в себя живопись, фотографии, манифесты, образцы поэзии и прозы андеграунда той взрывной эпохи.

И сегодня с тем же азартом перелистываешь из конца в конец страницы магистрального тома «Круг Шемякина» – наследника «Аполлона-77». Его издатель и куратор проекта – Исаак Кушнир, крупный инженер-электрик, а одновременно страстный коллекционер и пропагандист искусства творцов «ленинградского под­полья».

«Этот человек – завпроизводством на заводе «Электросила». Хотя главные силы его жизни – не электрические, а вовсе другие...» – весело объяснял М. Шемякин на презентации, состоявшейся в парижской резиденции посла Российской Федерации во Франции*. В среду 17 марта в особняк д’Эстрэ (творение Робера де Котт) сошлись гости – бывшие советские нонконформисты, ныне ключевые фигуры в российском современном искусстве – Оскар Рабин, Олег Целков, Владимир Макаренко, Олег и Владимир Лягичевы и др.

Их всех радушно принимал хозяин сих мест – посол РФ Александр Константинович Орлов, который постоянно проводит интересные мероприятия для ознакомления французов с русской культурой. В этот вечер даже обошлись без перевода речей на французский язык, чтобы не «ломать» атмосферу, – и как неудивительно, французские гости всё равно всё прочувствовали и всё поняли.

У Шемякина много имён. В Кабардино-Балкарии, откуда родом его отец, он получил имя Мохамед Карданов. В США, где он жил, творил и основал Институт философии и психологии творчества (ни больше ни меньше!), он Майкл. Во Франции, где отныне его дом, он Мишель. А в России его величают Михайлой Михайловичем.

И где бы ни странствовал Шемякин, его «узловой центр» – Северная Пальмира. И где бы ни жил Шемякин – он петербуржец, только петербуржец и навсегда петер­буржец.

На обложке книги – облики, блики, лики. И в этой толпе скромно затерялся совсем молодой денди в цилиндре, оскар-уайльдовском фуляре – душа всего предприятия, художник Михаил Шемякин.

Вокруг друзья. Десятки друзей – поэты и художники – участники фантасмагорического перформанса «странной поры» странного города Петербурга-Ленинграда, ну и Москвы, конечно. С поистине кавказской щедростью распахивает М. Шемякин сердце всем им – ныне знаменитым и несправедливо забытым.

Перед читателем-соглядатаем налицо подлинный гимн в честь братьев в андеграунде 60–70-х. И хотя там все «свои», это отнюдь не «семейный альбом». Ибо «Круг Шемякина» – групповой портрет целого поколения. После страшного террора, уничтожившего и изъявшего из общемирового контекста грандиозный слой русской культуры, это поколение пыталось стянуть оборванную нить времён, восстановить утерянное и разрушенное.

Я листаю мелованные страницы. Там россыпь рисунков, фото, портретов и карикатур друзей юности М. Шемякина, о которых он говорит нежно и хорошо:

«Мои друзья – это талантливые, смелые, сложные и необычайные люди, которые окружали меня, дарили мне свою дружбу и любовь и боролись вместе со мной с хрущёвско-брежневской рутиной, бездарностью, серостью и пошлостью...»

Эти лица прекрасны, необычайны и всегда значительны.

Вот «юноша бледный со взором горящим» – неистовый Александр Нежданов (Ней) – с его керамическими ажурными головами-тотемами. Далее Олег Григорьев, Олежка, общий любимец, художник, поэт, автор незабываемого макабра: «Я спросил электрика Петрова: / – Для чего ты намотал на шею провод? / Петров мне ничего не отвечает, / Висит и только ботами качает...»

В когорте славных – Рихард Васми, недавно скончавшийся Владимир Овчинников, художница Ревекка Модлин, тоже не дожившая до выхода книги. Ещё в этой плеяде галерейщица Дина Верни, миллионерша и меценатка, муза Майоля, открывшая Западу советских нонконформистов.

...И ещё, и ещё: мистики, философы, безумцы, лицедеи, натурщицы-змеевы; подпрыгивает в костюме Адама лидер богемы Константин Кузминский. Здесь же «пришельцы» – сибиряк Эдуард Зеленин, «питерский казак» – Владимир Макаренко, которому М. Шемякин устроил на Западе первую выставку.

– Мои галерейщики тогда сказали: «Ну как же так? Ведь он же похож на тебя!» – вспоминает Михаил Шемякин. – Я им ответил: «Ну и что ж, что похож? Да, существует группа, существует движение, а в схожести ничего плохого нет».

– У меня к Мише вопрос, – говорит Оскар Рабин. – Как один человек, каким образом может делать всё, что ты успеваешь делать? Вот ты, Миша, говоришь, что 10 лет делал эту книгу. Но разве только книгу? Если перечислять, что ты ещё за это время сделал, хватило бы и на двадцать, и на более лет. Мы пока ещё живы – те, кто сегодня здесь в зале, – добавил он. – Но пройдёт ещё сколько-то лет, и большинства из здесь сидящих не будет. Так что хорошо, что они остаются на этих страницах. Хотя неужели кто-то из нас ещё думает о будущем?

– Надо сказать, что Оскар меня опередил, – подхватывает Олег Целков. – Работоспособность Шемякина поразительна, но не это главное. Потому что просто работоспособность ничего не значит: для неё нужны идеи, мотор должен заряжаться горючим – внутренней энергией. А внутренняя энергия не берётся из ничего. Её должен питать Господь Бог.

В книге «Круг Шемякина», как говорится, никто не забыт и ничто не забыто. На её страницах Михаил Шемякин вступает в единоборство с фатумом, как с мельницами – Дон Кихот.

И как бы пафосно это ни прозвучало, эта книга – истинный, искренний рукотворный памятник, воздвигнутый, дабы не заросла народная тропа к друзьям сквозь годы жизни.

Ибо в дружбе равновелики все.

И победа одного – всеобщая победа.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Кира Сапгир

Родилась в Москве в 1943 году. Прозаи... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS