Издательство «Северный паломник» существует с 2000 года, выпускает книги, посвящённые русской культуре во всех её проявлениях: архитектура, иконопись, традиционный костюм, народные промыслы и многое другое. Сегодня у нас в гостях его директор Сергей ОБУХ.
– Как сложилась такая специализация издательства?
– С самого начала мы намеревались работать с провинциальными музеями и выпускать книги по истории древнерусских городов и тем материалам, которые находятся в их музейных хранилищах. Одним из главных направлений деятельности издательства стало издание альбомов серии «Древнерусская живопись в музеях России», планируем выпустить в ней около 60 книг. Она ставит перед собой задачу широкой публикации как знаменитых, так и недостаточно известных прежде произведений иконописи, хранящихся в музеях древних русских городов – Ярославля, Ростова Великого, Кириллова, Углича, Вологды и Костромы, Пскова и Новгорода, Суздаля, Мурома, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Сходную задачу выполняют ещё две серии: «Монастыри России» и «Житие и сказание в русской иконе». Но буквально через год после создания «Северного паломника», когда мы встретились с ныне покойным Алексеем Ильичём Комечем, наша программа сильно расширилась. Появилась серия иллюстрированных монографий о русских храмах XI–XVIII веков «Памятники художественной культуры Древней Руси». Они не только содержат ценные, нередко уникальные сведения о замечательных произведениях архитектуры и монументальной живописи, но и позволяют представить себе их значение в широком культурном и художественном контексте той или иной эпохи. Зачастую эти монографии являются первыми полноценными публикациями о тех или иных памятниках.
– Есть ли у вас издания, которые можно особо отметить?
– В первую очередь – новое издание «Истории русского искусства», охватывающее более чем тысячелетнюю историю нашей художественной культуры. Этот труд не имеет аналогов в отечественном и зарубежном искусствознании. Впервые в рамках проекта объединены история зодчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыки, театра, эстрады, фотографии, кинематографа России. Оригинальные тексты ведущих исследователей истории России и стран СНГ, рассчитанные на самый широкий круг заинтересованных читателей, дополняет обширный иллюстративный ряд, дающий наглядное представление об исторической смене художественных стилей.
Новая «История русского искусства» наследует традиции двух предыдущих изданий – дореволюционного и советского времени, вышедших под редакцией И. Грабаря – основателя Государственного института искусствознания. Там речь шла в основном о центральных памятниках, без привязки к историческому окружению, плюс чёрно-белые иллюстрации… Сами понимаете, назрела необходимость нового полноцветного издания, тем более что за последние десятилетия накоплен огромный фактологический материал, нуждавшийся в новом осмыслении. Семь лет шла подготовка, и в прошлом году наконец-то вышел первый том. Надеемся, до конца 2010 года выйдет ещё пять томов.
– Возможны ли сейчас открытия в тех областях искусствоведения, которые посвящены древнерусскому искусству?
– Конечно, возможны – и открытия, и находки, и новые трактовки. Тайн ещё много, и раскрытие одной из них приводит нас к необходимости разгадывать десяток новых. Не зря же говорят, что конец света наступит только тогда, когда на земле не останется тайн… Да и интересы читателей меняются. Вот, к примеру, мы очень серьёзно стали заниматься темой народного костюма, которая долго не разрабатывалась вообще. И оказалось, что людям это очень интересно. У многих сейчас такое хобби – они кукол делают, причём одевают их в аутентичные народные костюмы, а информации о традиционной одежде не хватает. Снова начало развиваться домашнее ткачество, можете себе представить? Русские женщины всегда много вязали и шили, потом это ушло – в магазинах появилась масса готовых вещей, – но в последнее время опять возвращается. Существуют небольшие ткацкие станки, на которых можно изготовить, например, коврик-дорожку для дома. Пустяк? А вот мы выпускаем книжку по материалам собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, что недалеко от Вологды, и там 150 этих половичков – красота невероятная!
– Духовная составляющая важна в старинных произведениях искусства, как по-вашему?
– По всем направлениям древнерусское искусство тесно связано с православием. Многие искусствоведы преподают в Свято-Тихоновском институте. Среди наших постоянных читателей много иконописцев и художников, заново расписывающих сейчас храмы. Но в последнее время появилось столько эзотерических направлений, уводящих от христианства к язычеству, что люди запутались.
Традиционный орнамент всегда содержал сакральную информацию, но мы об этом забыли. Сейчас наконец-то выходят хорошие книги, разъясняющие значения символов, и вполне возможно, что, когда человек обращается к творчеству, им, пусть даже неосознанно, движет желание понять, кто он и откуда. Это хорошо, этого нам остро не хватает. В Европе национальные традиции чётко прослеживаются, а мы привыкли метаться. Странное желание – свою культуру куда-то задвинуть, принизить… Вот вы знаете, что до революции в Архангельской губернии крестьянки по воскресеньям носили одежду из золотой парчи, в их сундуках хранились французские модные журналы?.. Крестьянки, не барыни! Что-то нам в детстве неправильно рассказывали об истории нашей страны…
– Но для того, чтобы историю изложить достоверно, нужны очень компетентные специалисты…
– Коллектив издательства включает в себя сотрудников, давно и плодотворно занимающихся научной работой в области истории, культуры и искусства Древней Руси. Собственно научные издания также входят в сферу непосредственных интересов издательства. В рамках сотрудничества с Государственным институтом искусствознания изданы и будут издаваться научные монографии, сборники статей, материалы искусствоведческих конференций. Добрые отношения сложились у издательства и со многими музеями – провинциальными и столичными.
– А кто ваши читатели? Ведь иллюстрированные издания часто очень дороги, а интеллигенция отнюдь не богата.
– Да, такая проблема существует – люди, склонные к искусству и культуре, как правило, не имеют средств для покупки дорогих книг. Мы стараемся минимизировать цену, работать не через магазины, а путём прямых продаж через базу данных, создавать в каждом регионе точки, где наши книги будут продаваться без наценки. Читатели – все, кто интересуется искусством. Студенты как специальных вузов, так и любых других. Весь круг специалистов – искусствоведов, реставраторов, иконописцев. Пожилые люди покупают наши книги для внуков, и мы даже планируем выпускать специальные серии для детей. Люди насытились заграничными путешествиями и теперь больше интересуются русскими городами. Хорошо, если ребёнок может и увидеть шедевры, и прочитать о них – тогда с юных лет формируются и тяга к прекрасному, и любовь к Отечеству.