К 1150-летию образования Древнерусского государства в рамках проведения Года истории приурочил масштабную выставку «Меч и златник» Государственный исторический музей. Временной диапазон охватывает зарождение в конце II века славянских племён и домонгольский период XI–XIII вв., но яркой доминантой, иконами XIV века, выражена следующая государствообразующая веха – христианство.
Древняя Русь явилась колыбелью трёх современных государств – России, Беларуси и Украины, именно поэтому на идею организации этой выставки с готовностью откликнулись музей-заповедник «Московский Кремль», Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Новгородский музей-заповедник, Староладожский музей-заповедник, кафедра археологии исторического факультета МГУ, Музей истории Украины, Музей исторических драгоценностей Украины, заповедник «Херсонес Таврический», Черниговский исторический музей им. В.В. Тарновского, Исторический музей Республики Беларусь, Институт истории НАН Беларуси, Исторический факультет Белорусского университета. Экспонаты из их собраний не только впервые оказались объединёнными в одном музейном пространстве, но наглядно демонстрируют этапы и географию начального периода отечественной истории.
Традиционной датой образования Древнерусского государства считается 862 год, когда были призваны на правление варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор (что сейчас оспаривается), положившие начало династии Рюриковичей, которая оставалась на престоле до конца XVI века. Путь «из варяг в греки» – волхово-днепровская артерия протяжённостью 1500 км – прошёл и князь Олег, чтобы захватить в 882 г. Киев и объединить север и юг Руси. Период формирования первого восточнославянского государства, как и любого другого, связан с войной, означающей распределение территорий, и торговлей, налаживающей взаимодействие и мирное устройство жизни. Эти два аспекта эпохи раннего Средневековья в их символической атрибутике и представлены в заглавии выставки. Меч – знак воинского достоинства и покорения племён, златник (первая золотая монета древнерусской чеканки) – декларация суверенитета Руси, в конце X века ставшей значительным христианским государством. На протяжении IX–XIII вв. языческое варварство северо-востока Европы и имперское могущество Византии сталкиваются в идеологическом противоборстве, определяя дальнейший путь развития мира и, в частности, древнерусского государства.
Экспонаты выставки поэтапно воссоздают течение времён: от прикладных, бытовых предметов личного пользования мирных жителей до доспехов древнерусского воина во всём арсенале наступательного оружия дружины – мечи, копья, стрелы, боевые топоры, щиты, кольчуги, шлемы. Здесь есть и предметы из кладов Новгородской земли, Смоленщины, Киева, Брянской области. Есть и утварь (расписные блюда), одежда (платье, кожаные ботиночки), украшения (головные венчики, нагрудные цепи, фибулы, браслеты) конца II–III веков, выполненные в стиле «восточноевропейских эмалей». Есть и фрески, элементы храмовой архитектуры, рукописные книги, иконы, предметы религиозного культа.
К числу реликвий относится маленькая берестяная икона «Св. Варвара», датируемая XI в., пелена запрестольная «Распятие с предстоящими», изготовленная в Новгороде в XII в., Суздальское оплечье. Среди уникальных памятников письменности – Евангелие апракос. Эта ценнейшая книга создана ещё до 1117 г. писцом Алексой и златописцем Жаденом по заказу сына Владимира Мономаха, новгородского князя Мстислава, для новгородской церкви Благовещения на Городище. А драгоценный оклад её с бирюзой, аметистами, гранатами, лазуритами, жемчугом, сканью, финифтью и византийскими эмалями был изготовлен в 1551 г. по приказу Ивана Грозного.
Украшением экспозиции являются выполненные в реальном масштабе копии знаменитых фресок и мозаик Софии Киевской (ок. 1037) и Михайло-Златоверхого монастыря (1108–1113 гг.), изготовленные в конце XIX в. в мастерской Адриана Прахова. На долгие годы они оказались забытыми в запасниках ГИМа, ожидая, наверное, именно такого существенного повода, чтобы напомнить о себе, о том времени, когда рождались не столько они сами, сколько оригиналы, и явить перед нами всё великолепие стройной торжественной красоты.
Год российской истории – почему только год? Именно в 2012 году мы должны оглянуться на прошлое, перестать быть иванами и вспомнить наше родство? А в следующем году уже можно будет не вспоминать?.. Поставленный государством акцент на нашу историю говорит о том, что в памяти нации есть сегодня острая необходимость, поскольку есть в ней дефицит. Но восполнить-то его можно лишь на индивидуальном уровне – по доброй воле, заинтересованности и даже по личной инициативе! И если ты «гражданином быть обязан», то входит ли в обязанности гражданина хорошее знание истории своей страны? Молодёжь «не в курсе», кто такие Суворов, Потёмкин, Нахимов, Жуков, кто и как победил в сравнительно недавней Второй мировой войне. Не знает русских царей, что уж про Рюриковичей говорить! Выпускники пединститутов, дипломированные учителя русского языка и литературы, не знают, что Лермонтов погиб на дуэли, что фраза «Отчего люди не летают так, как птицы?» принадлежит Катерине, а не Нине Заречной. Подростки проносятся по залам того же ГИМа буквально бегом: почему им не интересна наша история? Вопрос ко всем нам, что-то знающим и не всё пока забывшим...
Выставка продлится до 28 февраля 2013 г.