Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Русины под запретом?

01 января 2007

НАБОЛЕЛО

Мы привыкли относить к братским восточнославянским народам только русских, украинцев и белорусов. Немногие знают, что к числу наших братьев в Восточной и Центральной Европе относятся и русины (или карпатороссы, руснаки).

В середине ХIХ в. они вместе с другими славянскими народами вступили в период своего первого национального возрождения, заложили основы самобытной литературы и культуры, сумели добиться некоторой административной автономии «Руського округа» во время революции 1848–1849 гг. в Австрийской империи. Начавшаяся после дуалистического соглашения 1867 г. жестокая мадьяризация подавила ростки национальной культуры Угорской Руси. С включением региона в состав независимой Чехословакии в 1919 г. Подкарпатская Русь получила статус автономии, хотя и не до конца реализованной, но всё же это дало реальную возможность развития и даже расцвета национальной культуры. После нацистской оккупации Чехословакии в 1939 г. Закарпатье было включено в состав хортистской Венгрии, а после Победы над фашистской Германией в 1945 г. – в состав СССР (УССР). Затем использование самоназвания «русины» в официальных документах страны было запрещено, и всех представителей этой национальности бесцеремонно записали украинцами. 

В настоящее время в мире проживает приблизительно 2 миллиона русинов – на Украине, в Словакии, Венгрии, Сербии, Польше, Румынии, Молдавии, США, Канаде и других государствах. Причём в Закарпатье их насчитывается, по разным оценкам, примерно 650–850 тысяч (из 1,253 миллиона) человек, что составляет 65–70% местного населения. Таким образом, этот край законно может претендовать на автономный статус, за что высказалось на всеукраинском референдуме в декабре 1991 г. 78% населения. Статус этот украинские власти русинам до сих пор так и не предоставили, хотя уже в 22 странах мира признали их право называться отдельным народом. 

Только на Украине, вопреки её Конституции, национальному законодательству и ратифицированным Верховной Радой международным актам о правах человека, национальных и лингвистических меньшинств, русинам отказано даже в праве на выражение своей национальной идентичности. Права национальных меньшинств признаны на Украине для русских, поляков, евреев, крымских татар, румын и пр. А русинов признают лишь субэтносом – украинской этнической группой. Но для этнической группы русины слишком многочисленны и, главное, обладают развитым национальным самосознанием. 

Почему же русины на Украине не признаются отдельным этносом, а Закарпатью не предоставляется автономия? На то есть причины экономического, культурно-национального и этнополитического порядка. Кроме того, власти Украины, взяв курс на создание унитарного государства с единым украинским языком, жёстко противостоят не только русскоязычным регионам, но и русинскому Закарпатью, боясь создать прецедент сепаратизма, ведущего, по их мнению, к распаду страны. Но это нежелание найти необходимый консенсус с регионами приводит к перманентному политическому кризису. 

В настоящее время русины борются за свою национальную идентичность разными способами внутри и вне страны: обращаются с посланиями и декларациями к президенту, в Верховную Раду Украины и к местным властям Закарпатья, ищут помощи в России и у своих одноплеменников-русинов в соседних странах, а ныне и в европейских правовых организациях. С этой целью созываются Всемирные конгрессы русинов. Состоялось уже 9 конгрессов. На всех этих съездах так или иначе ставился вопрос о положении русинов Закарпатья и принимались резолюции о необходимости признания их национального статуса. В частности, на Пятом Всемирном конгрессе русинов в Ужгороде (1999 г.) была принята резолюция, направленная украинским властям: 1) официально признать русинскую национальность на Украине; 2) ввести национальность «русин» в официальный перечень национальностей Украины с предоставлением ей отдельного кода; 3) прекратить практику информационной блокады русинства в государственных СМИ; 4) прекратить практику негласного преследования сторонников русинского движения, которые работают в гос. структурах; 5) открыть при Ужгородском государственном университете кафедру русинского языка и литературы; 6) создать научный центр русинистики для исследования истории, народоведения, литературоведения, лингвистики, фольклора Карпатского региона. 

Русинское движение в Закарпатье поддерживают Союз русинских писателей, Общество Кирилла и Мефодия, русинский клуб «Рутения», Общество карпатских русинов, Сойм подкарпатских русинов и другие организации, а также издательства: «ПолиПринт», «Издательство В. Падяка», «Сольво», «Карпатская вежа (башня)». В газетах «Подкарпатская Русь», «Христианская семья», «Карпатский Евромост», в альманахе «Руснацкий мир», в литературно-исторических календарях печатаются статьи местной интеллигенции, с русинских позиций освещающие историю края. Следует отметить, что названные газеты имеют местное значение. Центральные украинские СМИ игнорируют русинский вопрос или дискредитируют его в глазах общественности. Главным полем борьбы остаётся интернет. Издаются книги по истории Закарпатья, представляющие русинскую точку зрения. Среди них «Энциклопедия Подкарпатской Руси» И. Попа (2001, 2006), «Народ ниоткуда» канадского историка П. Магочи (2007) и др. Издаются русинско-русско-украинские словари, грамматики русинского языка, переводы Библии. 

Наиболее влиятельным и авторитетным лидером русинов признаётся кандидат богословия протоиерей Димитрий Сидор. Он является депутатом областного Совета (рады), избран председателем ассоциации 17 русинских организаций подкарпатских русинов. Составленная им «Грамматика русинского языка» (Ужгород, 1996–2005) положена в основу кодификации русинского языка. Ему удалось открыть 24 класса для факультативного изучения русинского языка в ужгородских школах. По данным на 1 сентября 2006 г., в Закарпатье работали уже 26 воскресных школ с преподаванием на русинском. 

Д. Сидор проводит фестивали «Дни русинской культуры Закарпатья», представляет закарпатцев на Всемирных конгрессах русинов, на Славянских съездах в Москве, Ужгороде (возглавляет русинское отделение Всеславянского собора), не раз выступал на Всемирном русском народном соборе в Храме Христа Спасителя в Москве, обращался с посланиями к святейшему патриарху Всея Руси Алексию II с просьбой «взять русинский народ под свою духовную опеку и защиту». Обращался и в европейские правозащитные организации. В августе 2006 г. Комитет по расовой дискриминации ООН призвал правительство Украины признать русинов национальным меньшинством. Официальный Киев это решение ООН проигнорировал. 

Кредо нынешнего русинского движения Димитрий Сидор выразил так: «Мы, русины, чувствуем себя частью русского народа, но мы не великороссы, не украинцы, не белорусы. Мы чувствуем в себе древнюю неразделённую русскость». 

Другим лидером русинского движения в Закарпатье называет себя Евгений Жупан, заведующий реанимационным отделением областной больницы. Он был избран председателем Народного совета (рады) русинов Закарпатья. Жупан делает ставку на решение русинского вопроса внутри Украины. В его активе проведение двух Всекарпатских съездов русинов в октябре 2005 и 2007 гг. На этих съездах выдвигались требования властям о признании результатов референдума 1991 г., предоставлении региону статуса самоуправляемой территории в составе Украины, прекращении преследования русинов по национальному признаку, создании в Ужгородском университете кафедры русинского языка и литературы и пр. Участники съезда выразили уверенность в необратимости движения закарпатских русинов и правомерности их стремления занять достойное место среди других народов Европы. 

Так или иначе, но русинское движение прогрессирует. Областной Совет (рада) Закарпатской области уже трижды (в 1992, 2002 и 2007 гг.) признавал результаты референдума 1991 г. и обращался в Верховную Раду Украины по вопросу о признании русинов отдельным народом. По украинским законам верховные власти не вправе отменять постановления региональных властей. Им остаётся только их игнорировать. 

Примечательно, что русины в силу своего менталитета не предлагают никаких экстремистских методов решения вопроса о своём национальном статусе, стремятся оставаться в рамках конституционной законности и решать свои проблемы мирным парламентским путём. 

После провозглашения независимости Косово о. Димитрий Сидор 22 февраля 2008 г. выступил на пресс-конференции в Москве, в ИА REGNUM, с заявлением: «Конституция Украины не соблюдается в отношении русинов, и это вынуждает нас добиваться самоопределения за пределами украинского государства. 15 декабря 2007 г. мы приняли уже третью декларацию о самоопределении. Мы просим признать нас самоуправляемой территорией под контролем России и ЕС, являющихся правопреемниками СССР и Чехословакии. Косовский прецедент не является для нас прецедентом, так как Косово незаконно отделилось от Сербии – в нарушение международного права и при поддержке США. Мы же живём на своей исторической земле, и в отличие от Косово имеем право на самоопределение». Что касается церковного вопроса, то о. Димитрий подтвердил желание русинов оставаться в лоне Русской православной церкви и непризнание Украинского патриархата. 

Представляется, что «цивилизованное решение русинского вопроса» в общеукраинском и международном масштабе давно назрело, и русины остаются заложниками его приемлемого правового решения. 

Марина ДОСТАЛЬ

Обсудить в группе Telegram

Марина Досталь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS