Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Русская бессонница. Сезон первый

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Фонд поддержки искусств
«Арт-Линия» и Государственное учреждение культуры города Москвы «Государственный  историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» при участии архитектора и дизайнера Карстена Винкельса (Winkels Concepts) открывает в залах Большого дворца выставку «Русская бессонница. Сезон первый», представляющую собой единую инсталляцию, развёрнутую в четырёх залах.

Данный проект уникален по концептуальному насыщению. В равной мере главными героями этого пространства выступают свет, звук, фотография, скульптура, дополняя друг друга и образуя единую «биосферу» выставочного проекта.

Темой исследования выставки является Герой, Художник, который приходит в этот мир с особой миссией. Жизнь художника в социуме сложна. На пути духовного поиска ему встречается масса внешних, а зачастую и внутренних испытаний и противоречий. Это особая личность, выявляющая себя не только в том, что она делает, но и в том, как она это делает, обрекая себя тем самым на непростой и тернистый жизненный путь.

Концептуальной разработкой освещения в данном проекте занимался архитектор и дизайнер Карстен Винкельс. Он известен по проектам светодизайна исторической части Дрездена, одной из пяти площадей пекинской Олимпиады и многим другим проектам. Благодаря  новейшим разработкам совместно с фирмой Hess Винкельс в своём решении объединяет пространство, свет и цвет, не упуская составляющие детали проекта.

Картина первая.«Мастерская художника».

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.

  Борис Пастернак

Вечерние сумерки, наполненные звуками подступающей ночи: слышатся бой и тиканье часов, где-то капает вода. Впереди долгая бессонная ночь. Герой пристально всматривается внутрь себя. Его одолевают надежды и сомнения. Спать совсем не хочется. Эмоции и чувства в этот тихий, безмолвный час, как всегда, обострены. Вот-вот готово выйти наружу нечто, что должно покорить зрителей. Взгляд устремляется вперёд, в тёмную ночь. Что принесёт она? Разочарование или озарение? Герой ждёт. Та безумная мятежная субстанция бесконечного творчества – найдёт ли она сегодня свою уникальную, индивидуальную форму, обретя бесконечную красоту и совершенство?

Картина вторая. «Ночные гости».

В полуночной тиши бессонницы моей
Встают пред напряжённым взором
Былые божества, кумиры прежних дней,
С их вызывающим укором.

   Афанасий Фет

Меняется освещение, слышны голоса, негромкая музыка. Здесь, как много лет назад писала Марина Цветаева: «…опять не спят. / Может – пьют вино. / Может – так сидят». А может быть… Кто-то постучал в дверь. Сосед.  Приятно спуститься с ним, тихо постукивая каблуками о ступеньки, в соседнее кафе и пропустить чашечку кофе, негромко болтая и потягивая сухую сигарету… «Ох, эта шумная компания. Как она оказалась у меня дома?»

Картина третья. «Ужас одиночества».

Совесть ночью, во время бессонницы,
несомненно, изобретена.
Потому что с собой поссориться
можно только в ночи без сна.

   Борис Слуцкий

В полной темноте яркие точки света охватывают героя после ухода гостей. Его одолевают тяжёлые мысли о прошлом, настоящем и будущем. Снова наедине с собой. Страх и отчаяние берут верх. Это трудно остановить и тем более предотвратить.

Я разлюбил себя. Тоскую
От неприязни к бытию.
Кляну и плоть свою людскую,
И душу бренную свою.
  Давид Самойлов

Тоска об утраченном времени, а может быть, об утраченном таланте. В голове крутится вопрос: «Может, я бездарность?» Темно. Приходят воспоминания. Опять вопросы: «Выполнил ли я свой долг Художника? Сделал ли то, для чего пришёл в этот мир? Смог ли в полной мере воспользоваться своим творческим чутьём, талантом, которым одарил меня творец, выбрав из тысячи тогда рождённых?»

Картина четвёртая.

Как светла бывает ночь, когда
«И звезда с звездою говорит».

Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница?
Разве плохо я тебе пою?

   Анна Ахматова

Ночь. Из-за туч показалась луна. Большая, светлая и уютная. Далёкий свет звёзд, словно показывая дорогу, устремляется в комнату. Ангелы. Чувствуется их прикосновение. Слышны неземные голоса. Губы тихо начинают шептать молитву. Приходит спокойствие. Примирит ли его Всевышний с самим собой и своей совестью? Чего он ждёт?  Вдохновения – эту божественную субстанцию, такую неуловимую, порой сиюминутную? Придёт ли?

Скоро новый день. Из тягучего потока время превращается в мимолётный вихрь, приносящий с собой близкий рассвет, свежесть и возрождение. Как успеть, не пропустить… и ухватиться за него? Голову заполняют новые мысли, идеи. Как прекрасна эта поразительная способность творческого начала – рождать.

И тополь – король.
Я играю с бессонницей.
И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает,
фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
Борис Пастернак

Скоро утро. Время партии в  шахматы «на лунном паркетном полу».
Герой-художник. У него свой, особый путь. Путь поиска, исканий, озарений…


Над постановкой первого сезона «Русской бессонницы»
при поддержке правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы работали:
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Фонд поддержки искусств «Арт-линия»
Автор идеи и руководитель проекта Алиса Даншох

Научный руководитель проекта от ГМЗ «Царицыно» Ольга Докучаева
Сценография и светодизайн Карстен Винкельс (Германия)
Саунд-дизайн Александр Герасимов
Куратор выставки Татьяна Мыльникова
Арт-директор фонда «Арт-Линия» Елена Малич
Исполнительный директор Юрий Исаченков
Монтаж и техническое  обеспечение  «АРТ-студия Милы Введенской»
Рабочая группа Е.И. Силаева, И.А. Стаборовская, А.С. Бровкин

В проекте принимали участие московские скульпторы:
Сергей Антонов, Сергей Бычков, Михаил Дронов, Екатерина Казанская, Ольга Карелиц, Игорь Козлов, Виктор Корнеев, Юрий Нерода, Александр Смирнов-Панфилов, Пётр Степанов, Игорь Трейвус, Олег Цхурбаев, Борис Чёрствый.

Фотографы: Максим Железняков, Михаил Каламкаров, Дмитрий Куклин, Арсений Бычков.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS