Художник Олег Коняшин, живущий в небольшом промышленном городе Электростали, работает чуть ли не в тридцати видах искусства печатной графики (гравюры), владеет станковым рисунком, показал себя как оригинальный иллюстратор, мастер экслибриса, промышленный график, живописец. «Общение» художника с избранной темой, материалом часто приводит к развитию образов и творческих задач, изобретению небывалых, смешанных техник (мягкий лак соединяется с акватинтой, открытым травлением и др.). Созидающее познание и вдумчивое упорство не изменяют мастеру вот уже несколько десятков лет.
Художник родился в городе Алатырь Ульяновской области в счастливой семье, но во время Великой Отечественной войны, на пятом году жизни, Олег Коняшин потерял отца-воина, а через два года умерла и мать. За год до гибели отец написал с фронта письмо, в котором дал первую рецензию на рисунки своего трёхлетнего сына, а в сущности – благословил: «…умение наблюдать и твёрдость руки, с коей сделана каждая линия, говорят о несомненном таланте истинного рисовальщика». Сила этих слов простирается и поднесь. Но в 2007 году Олег Коняшин получает ещё одно отеческое благословение избранного пути – от Московского Патриархата: «…да спасёт и помилует Вас Господь, да дарует Он Своё благословение Вашим трудам на пользу Святой Православной Церкви и во славу Отечества».
Профессия Олега Коняшина началась с восхищения, которое вызвал эффектный в своих манерах художник и драматический артист, а по сути – первый учитель Евгений Алексеевич Ноздрин. Именно по его примеру восторженный отрок после семилетки поступает в Пензенское художественное училище. Другой путеводной звездой художника стал Воля Николаевич Ляхов, преподаватель Московского полиграфического института. Его науку Олег Коняшин вспоминает с глубокой благодарностью, как и беседы со своим идейным кормчим – народным артистом СССР Александром Филипповичем Ведерниковым. Подмосковную дачу Союза художников Челюскинская, где находились замечательные мастерские с налаженным технологическим циклом для работы в печатной графике, хорошая библиотека, художник расценивает как своего рода академию. Ведь именно там в профессиональном общении с Б. Французовым, Н. Благоволиным, И. Богдереско, А. Акритас и другими интересными графиками старшего поколения сформировалась его собственная творческая индивидуальность, открылись тончайшие секреты мастерства.
Ещё со времён училища Олег Коняшин пристрастился путешествовать по России пешком или, в крайнем случае, на велосипеде. Он делал натурные зарисовки, фотографировал, вёл дневник, составляя своеобразную хронику русской провинциальной жизни. Так сложилась книга под названием «Что я видел, что я слышал, то и сделал. Выбранные страницы из дневников 1957-2007 гг.» (Электросталь, 2007), выполненная в технике офорта, тиражом всего-навсего 20 экземпляров.
К дневникам тематически примыкает серия «Я иду по России» («Ритмы стогов», «Тихий вечер», «Староверы», «Бобыль», «Портреты колодцев», «Бабуси», «Запустение» и другие) – горестная повесть о нынешнем состоянии российской глубинки.
Однако не меньше волнует мастера тема величия и славы нашей родины. Им созданы офорты «Города», «Монастыри», «Русь деревянная». В 2007 году автор осмысляет эту тему в другой работе под названием «Россия – родина моя», где рассказывается о становлении государственности России. Здесь изображаются четыре сменявших друг друга герба, представлены архитектурные образы-эмблемы городов, сосредоточивших развитие истории нашей страны, вместе с их небесными покровителями, а также центры духовной жизни.
Выполнение многих офортов потребовало опять-таки не только таланта и мастерства, но и предварительного погружения в историю нашей страны, знакомства со старинными обмерами, чертежами и гравюрами. В работе над «Всеми утраченными и существующими памятниками Кремля», помимо прочего, был использован и пресловутый «Сигизмундов план». На получившемся эстампе Олег Коняшин показал большинство значимых строений, воздвигавшихся в разные периоды времени. Как известно, кремлёвские памятники не раз приходили в запустение (во времена Тохтамыша, Петра I, нашествия Наполеона, власти большевиков), а также часто перестраивались из-за пожаров и для достижения большей целесообразности и благолепия. Поэтому Олег Коняшин выбирал для воссоздания того или иного архитектурного образа «канонический», наиболее запомнившийся народу вид памятника. Например, окончательный облик Воскресенского монастыря, зародившегося по инициативе жены Дмитрия Донского – великой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), сложился только при царе Фёдоре Иоанновиче в конце ХVI века. Поэтому художник использует именно последний вариант постройки, ещё более полный итальянского изящества, чем сохранившийся Архангельский собор. Мастер изображает и всем известный Чудов монастырь, основанный святым митрополитом Алексием. Стены этой обители знавали не только разорение, но и расцвет, именуясь Великой лаврой в начале ХVII века. Такой её и показывает Олег Коняшин, воссоздавший в своём подробном офорте и знаменитые Гербовые ворота, и церковь Иоанна Предтечи, и дореволюционный памятник Александру II Освободителю (работы скульптора Александра Опекушина). Всё это вместе с сохранившимися старинными постройками мастер предложил нашему вниманию, которое лучше вооружить сильной лупой, поскольку большие работы Олега Коняшина иной раз имеют вполне ювелирные достоинства.
Интересна серия цветных гравюр на пластике, продолжившая тему памятников былой славы русского народа, – это Московские Триумфальные ворота и Казанский собор, Красные ворота и Сухарева башня, Киевский собор Святой Софии и Свято-Алексеевский храм-памятник в Лейпциге, и, конечно, Храм Христа Спасителя.
Мастер работает в широком тематическом диапазоне. Его руке принадлежат очаровательные пейзажи, выполненные в основном пастелью. Чаще всего они переносят взгляд на русский север: сдержанная природа, потемневшие деревянные храмы или тяжеловесные крепости, суровые небеса. Псков, Вологда, Кемь… Причём тепло и шероховатость дерева, воинственный холод камня, влажность воздуха или травы, отрешённость природы – всё передано лаконично, выразительно.
Художник удивляет рисунками обнажённой натуры, выполненными, как и заведено у Олега Коняшина, с помощью разнообразных материалов и техник (сангиной, сепией, пастелью, соусом, графитным карандашом и др.). Работы носят скорее импровизационный характер – быстрые линии условны, что придаёт целомудренную сдержанность, чувствуется лихая, свободная уверенность руки в сочетании с предельной образной правдивостью.
Работы заслуженного художника РФ Олега Коняшина хранятся в Государственных музеях Московского Кремля, Государственном музее архитектуры, Государственной театральной библиотеке и других музеях и картинных галереях России, Германии, Великобритании, США, а также во многих частных коллекциях по всему миру.
В этот юбилейный для художника год – ему исполняется семьдесят – хочется поздравить не только самого мастера, пожелать дальнейших творческих побед, но и всех нас – с его присутствием, полным высокого смысла и ответственности.