Но организаторы не эксплуатируют миф. Идею основателя премии синьора Альберто Теста (сегодня он почётный президент) последние три года успешно развивает артистический директор Даниеле Чиприани. Премия имеет несколько номинаций, в круг внимания жюри, ежегодно обновляемого, попадают действительно достойные имена. В целом премия Позитано служит Балету, – а что нам ещё надо?
Как бы понимая непременную русскую составляющую позитанского приза – и особенно в этом году, – великий итальянский режиссёр Франко Дзеффирелли прислал тёплую телеграмму всем лауреатам. Вот она: «Приз имени Мясина за танец всегда был для меня захватывающим событием. Он позволил нам наблюдать за развитием Искусства Танца, освещавшего в течение веков человеческую историю выдающимися деятелями, их можно причислить к крупнейшим личностям, порождённым гением человека. Позитано остался верен великим талантам, которые его выбрали, и я всем сердцем надеюсь, что он сумеет продолжать свою престижную традицию. Желаю всем деятелям искусства, принимающим участие в этом событии, обрести вдохновение, завещанное нам великими представителями международного классического балета. Посвящаю мой эскиз одному из шедевров русского драматического театра – пьесе Антона Чехова «Три сестры», Юрию Григоровичу и русской культуре».
Последние слова ведущей церемонии, зачитавшей это послание, были встречены аплодисментами – так высоко и так органично в них сближен образ танца с духом русской культуры. Сближение во многом неожиданно и не сразу понимается – учитывая, каким разорванным, дисгармоничным, порой отталкивающим и антиэстетичным предстаёт танец сегодня в разделе, именуемом «современная хореография». Но тут важен идеальный принцип рассмотрения, как бы поверх грубой реальности: духовная составляющая прошлой культуры и её современное звучание в творчестве великих мастеров сегодняшнего дня. Формулировка приза Позитано для Юрия Григоровича и звучала подобным образом – «За великую карьеру».
Всё совпало. И атмосфера места с его божественной красотой, и идея награждения, и история – ближняя и дальняя, к которой Григорович имеет отношение по праву родства и по факту его всеохватной деятельности последних пяти десятилетий. В его артистической жизни Италия заняла самостоятельное и прочное место. Он гастролировал здесь с Большим балетом, его постановки здесь прошли много раз. Он ставил в Ла Скала и Римской опере. Воспитанники Римской балетной академии приезжают на конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи. Итальянские артисты периодически попадают в круг внимания Международного приза Benois de la Danse, которому уже более 20 лет.
В самом Позитано накануне церемонии награждения открылась и сейчас работает его монографическая выставка из фондов Бахрушинского музея – фотографии, эскизы декораций и костюмов, афиши. (Жаль, при перелёте «Алиталией» в Катании потерялись три костюма из «Ивана Грозного» и их никак не найдут.) Акция награждения происходила на открытой сцене, прямо на берегу моря. Ей предшествовал гала-концерт артистов, съехавшихся из разных стран. В центре внимания был Григорович, поднявшийся на помост последним и обозначивший наивысший эмоциональный пик вечера. Его обступили знакомые и незнакомые артисты. Большей частью, конечно, знакомые. Балетный мир тесен. Позитано ещё раз всех сблизил.
Александр КОЛЕСНИКОВ, РИМ–ПОЗИТАНО