Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2013 г.
  4. № 37 (6430) (18.09.2013)
Искусство

Русские балетные мифы у итальянских берегов

18 сентября 2013
Юрий Григорович на пресс-конференции в музее Рима

В итальянском Позитано выдающемуся русскому хореографу Юрию Григоровичу вручена Международная премия «За искусство танца имени Леонида Мясина».

Премия вручалась в 41-й раз на Амальфитанском побережье, близ Неаполя. Учреждённая в 1969 году, она, таким образом, является старейшей в мире. Даже старше знаменитой Benois de la Danse. Сегодня этот городок, который не на всех географических атласах показан – так он мал (четыре тыс. жителей), – стал в каком-то смысле мифом. И в том решающую роль сыграл русский балет. В 1922 году на острове Ли Галли, в акватории Салернского залива (напротив городка) обосновался Леонид Мясин (1895 –1979), артист и хореограф «Русских сезонов» Сергея Дягилева. После его смерти остров перешёл сыну. В 1982 году премию Позитано приезжает сюда получать Рудольф Нуреев, влюбляется в эти места – скалистый «вертикальный» город; видит архипелаг из трёх маленьких островов, приобретает Ла Галли в 1988-м и владеет им до своей смерти в 1993-м. Таким образом, туристическая и танцевальная составляющие прочно слились в этом месте, определив его волнующее своеобразие.

Но организаторы не эксплуатируют миф. Идею основателя премии синьора Альберто Теста (сегодня он почётный президент) последние три года успешно развивает артистический директор Даниеле Чиприани. Премия имеет несколько номинаций, в круг внимания жюри, ежегодно обновляемого, попадают действительно достойные имена. В целом премия Позитано служит Балету, – а что нам ещё надо?

Как бы понимая непременную русскую составляющую позитанского приза – и особенно в этом году, – великий итальянский режиссёр Франко Дзеффирелли прислал тёплую телеграмму всем лауреатам. Вот она: «Приз имени Мясина за танец всегда был для меня захватывающим событием. Он позволил нам наблюдать за развитием Искусства Танца, освещавшего в течение веков человеческую историю выдающимися деятелями, их можно причислить к крупнейшим личностям, порождённым гением человека. Позитано остался верен великим талантам, которые его выбрали, и я всем сердцем надеюсь, что он сумеет продолжать свою престижную традицию. Желаю всем деятелям искусства, принимающим участие в этом событии, обрести вдохновение, завещанное нам великими представителями международного классического балета. Посвящаю мой эскиз одному из шедевров русского драматического театра – пьесе Антона Чехова «Три сестры», Юрию Григоровичу и русской культуре».

Последние слова ведущей церемонии, зачитавшей это послание, были встречены аплодисментами – так высоко и так органично в них сближен образ танца с духом русской культуры. Сближение во многом неожиданно и не сразу понимается – учитывая, каким разорванным, дисгармоничным, порой отталкивающим и антиэстетичным предстаёт танец сегодня в разделе, именуемом «современная хореография». Но тут важен идеальный принцип рассмотрения, как бы поверх грубой реальности: духовная составляющая прошлой культуры и её современное звучание в творчестве великих мастеров сегодняшнего дня. Формулировка приза Позитано для Юрия Григоровича и звучала подобным образом – «За великую карьеру».

Всё совпало. И атмосфера места с его божественной красотой, и идея награждения, и история – ближняя и дальняя, к которой Григорович имеет отношение по праву родства и по факту его всеохватной деятельности последних пяти десятилетий. В его артистической жизни Италия заняла самостоятельное и прочное место. Он гастролировал здесь с Большим балетом, его постановки здесь прошли много раз. Он ставил в Ла Скала и Римской опере. Воспитанники Римской балетной академии приезжают на конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи. Итальянские артисты периодически попадают в круг внимания Международного приза Benois de la Danse, которому уже более 20 лет.

В самом Позитано накануне церемонии награждения открылась и сейчас работает его монографическая выставка из фондов Бахрушинского музея – фотографии, эскизы декораций и костюмов, афиши. (Жаль, при перелёте «Алиталией» в Катании потерялись три костюма из «Ивана Грозного» и их никак не найдут.) Акция награждения происходила на открытой сцене, прямо на берегу моря. Ей предшествовал гала-концерт артистов, съехавшихся из разных стран. В центре внимания был Григорович, поднявшийся на помост последним и обозначивший наивысший эмоциональный пик вечера. Его обступили знакомые и незнакомые артисты. Большей частью, конечно, знакомые. Балетный мир тесен. Позитано ещё раз всех сблизил.

Александр КОЛЕСНИКОВ, РИМ–ПОЗИТАНО

Тэги: Юрий Григорович
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS