Представляем самые заметные, по версии «ЛГ», издания по истории искусств 2010 года
Русский Голливуд. Mini. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2010. – 368 с.: ил. – 5000 экз.
До тех пор пока Александр Васильев не ввязался в изматывающий судебный конвейер под названием «Модный приговор», призванный в ежедневном режиме стилизовать на Первом наших бесформенных согражданок; до тех пор пока этот видный историк моды, записной эстет и бонвиван как-то дозировал своё присутствие на голубом экране, ограничиваясь краткими, но ёмкими экспертными соображениями, – к нему испытывалось не в пример большее доверие. Жадный до новых жатв телевизионный Молох, впрочем, перемалывал ещё не таких красавцев: ежели ты однажды принял предложенные весьма жёсткие условия игры, то потом только держись и всё равно, скорее всего, не удержишься…
Впрочем, кое-что, а в особенности крепкая, годами наработанная внутренняя основа электронно-лучевой рже неподвластна. Васильев может быть сколь угодно диковат в образе гламурного телепрокурора или кого он там изображает в сих диковатых процессах полного переоблачения, а заодно и саморазоблачения, но чего у него ни в какую не отнять, так это большой, важной, благородной следопытской деятельности, им давно и неуклонно осуществляемой. Разыскиваемые следы – те, что были оставлены русской эмиграцией, главным образом первой волны, в западной культуре и, шире, социуме ХХ столетия, а в качестве знатных охотничьих трофеев выступают фотографические отпечатки, та уникальная коллекция винтажных снимков, благодаря которой обладатель её смог выпустить не одно воистину роскошное издание, что однажды взявши в руки, так не хочется из них выпускать.
Об этом наилучшим образом свидетельствует цифирь: книга «Красота в изгнании», посвящённая моделям русского происхождения в европейской и американской fashion-индустрии, увидевшая свет в том же издательстве «Слово», была переиздана – о чём без ложной скромности сообщает автор в предисловии к рассматриваемому его труду – уже десять раз. Полагаем, что не менее блистательная будущность уготована и начатой осваиваться Васильевым делянке «Русского Голливуда». Ведь эта жила ничуть не менее богата и плодоносна – это мягко говоря, – нежели области моды и балета, в которых наш парижско-останкинский коллекционер-исследователь съел изрядных размеров собаку.
…Эффектно фатоватый, особо преуспевший в амплуа Mad Russian, уроженец Санкт-Петербурга Миша Ауэр, чья фильмография на калифорнийской «фабрике звёзд» перевалила за 170 пунктов. Знаменитая москвичка Ольга Бакланова – «одна из любимых учениц К.С. Станиславского» и одна из наиболее высоко ценимых Вл. И. Немировичем-Данченко «мультижанровых» актрис – так невероятно похожая на некоторых снимках на свою бывшую коллегу по Музыкальной студии МХТ Любовь Орлову, оставшаяся в истории мирового кинематографа благодаря участию в «Уродцах» Тода Броунинга, перешедших в разряд «культового» кино много лет спустя после их создания. Успевшая родиться в Петрограде в 1919 году и умершая всего лишь два года назад в Австралии, сперва беби-балерина, а затем прима Ирина Баронова, снимавшаяся не так чтобы много, но зато лично знакомая с автором книги, которому «посчастливилось… даже гостить у неё дома». Конечно же, сверххаризматичный Юл (Юлий) Бриннер, появившийся на свет на Сахалине и прославившийся на весь мир как один из бороздящей просторы Дикого Запада «Великолепной семёрки»…
Мы назвали лишь первых четверых по алфавиту из раздела книги «Актёры» – там их в четыре с лишним раза больше (включая, естественно, и великого Михаила Чехова, и «самого знаменитого русского в Голливуде» Акима Тамирова, и даже Ивана Мозжухина, у которого за океаном карьера явно не сложилась, завершившись на одной-единственной картине). А далее следует ещё более любопытный и визуально выразительный раздел «Фильмы», живописующий поступательное развитие «русской темы» в эпоху золотого голливудского века: от развесистой клюквы 1932 года под названием «Распутин и императрица» до снятого 33 года спустя и увенчанного пятью «Оскарами» «Доктора Живаго».
Сопровождающие весь этот прекраснейший коллекционный во всех смыслах фоторяд тексты могли бы быть, конечно, чуть более оригинальны и самостоятельны – в основном массиве они представляют собой сведения, извлечённые с авторитетных киносайтов, в первую очередь c библии киномана imdb.com, лишь изредка расцвеченные собственно авторским отношением. Но это, право слово, такие мелочи по сравнению с той красотой и выразительностью, что обрушиваются на тебя буквально с каждой страницы. Что же до ошибок и неточностей, которых в труде «историка моды», но никак не кино также встречается порядком, то здесь всё видится, было бы на то желание, легко и быстро поправимым. Дело в том, что Александр Васильев, как истинный специалист в своей области, задумал выпустить настоящий труд в двух размерах: пока мы имеем перед собой вариант mini, но не за горами, насколько можно судить по предисловию, и maxi-альбом. Очень хочется надеяться, что вот оно-то (ну, может быть, не в первом издании, но хотя бы в третьем или пятом, не дожидаясь десятого) выйдет «исправленным и дополненным», достигнув, таким образом, сущностно необходимой здесь гармонии формы и содержания.