С 1 по 11 сентября на острове Лидо в 67-й раз пройдёт один из самых амбициозных и привередливых в отборе фильмов Венецианский кинофестиваль.
По традиции киносмотр является частью программы Венецианской биеннале и в этом году откроется сразу после вернисажа её главного выставочного проекта, для которого кураторы выбрали элегантный девиз: «Люди встречаются в архитектуре». Это совпадение отнюдь не случайно. Свою миссию директор и идеолог Мостры (ещё одно название кинофестиваля) Марко Мюллер видит в масштабном исследовании современной визуальной культуры, в поиске взаимосвязей между экспериментальным кино и медиаартом. Именно с его подачи город-музей постепенно превращается в уникальную лабораторию по обмену междисциплинарными идеями со всего света. На сей раз жюри во главе с истинным знатоком кино, поклонником радикального искусства, да и просто местным любимчиком Квентином Тарантино предстоит оценить 23 картины главного конкурса. Сенсацией для наших киноманов стало приглашение в жюри единственной женщины – российской актрисы Ингеборги Дапкунайте. Поможет ли она получить Алексею Федорченко за фильм «Овсянки» «Золотого льва» или ей приглянутся другие режиссёры, мы узнаем через две недели.
Федорченко на Лидо не новичок. В 2005 году его дебют «Первые на Луне», снятый в жанре докьюментари, получил приз в секции фестиваля «Горизонты». Его новая картина тоже снята в псевдодокументальной стилистике. Но теперь это путешествие овдовевшего директора бумажной фабрики из Костромской губернии в далёкие места, где он когда-то провёл медовый месяц с женой. Оператор Михаил Кричман, работавший над этим фильмом с Федорченко, уже обеспечил в Венеции грандиозный успех «Возвращению» Андрея Звягинцева. Будем надеяться, что странная атмосфера и этой сверхреальной истории не оставит жюри и зрителей равнодушными. Судьба «Овсянок» в России началась со скандала. Ради предполагаемого участия в конкурсе Мостры съёмочная группа была вынуждена отказаться от участия в национальном кинофестивале «Кинотавр» в день объявленного просмотра. Теперь режиссёру, хотя от него мало что зависит, важно оправдать разочарование местного киносообщества, не дождавшегося «Овсянок» в Сочи.
Велики шансы на победу в венецианском конкурсе и у фильмов именитых французских режиссёров. Фестивальный фаворит Франсуа Озон покажет «Вазу», а Абдель Кешиш, дважды награждённый на Лидо – сначала за дебют «По вине Вольтера», потом (спецприз) за пронзительную ленту «Кус-кус и барабулька», – «Чёрную Венеру». Без внимания, конечно, не останется и американская история Софии Копполы «Где-то», в своё время режиссёр была удостоена здесь Гран-при за «Трудности перевода». Действие её новой картины вновь разворачивается в отеле, а сюжет строится на перепадах настроения отвязного голливудского актёра и его юной дочери. Большие надежды журналисты и критики возлагают на «Мирал» – работу знаменитого американского художника и режиссёра Джулиана Шнабеля («Скафандр и бабочка»), а также на трагикомедию о любовном треугольнике «Трое» Тома Тыквера, прославившегося своим дебютом «Беги, Лола, беги». Классик польского кино – неподражаемый Ежи Сколимовский, ретроспектива которого в прошлом году взбудоражила завсегдатаев Московского кинофестиваля, покажет премьеру своего триллера «Необходимое убийство» с Винсентом Галло в одной из главных ролей.
Открывать фестиваль оказана честь Даррену Аронофскому, два года назад награждённому в Венеции «Золотым львом» за «Рестлера». На сей раз публику и профессионалов ждёт его психологический триллер «Чёрный лебедь» с Натали Портман. А закроет фестиваль экранизация шекспировской «Бури» Джули Тэймор («Фрида»).
Сразу три российские ленты будут соревноваться в параллельной основному конкурсу программе «Горизонты», причём две из них сделаны видеохудожниками: короткометражка «Слабый Рот Фронт» Виктора Алимпиева и «Вдохновение» новгородского дуэта «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Рустам Хамдамов привезёт на Лидо костюмную киноновеллу «Бриллианты» со своей давней музой Ренатой Литвиновой. С такими вдохновляющими соискателями несложно предсказать, какие страсти будут кипеть на фестивале.