Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

«Русский беркут»

01 января 2007

НАСЛЕДИЕ

В преддверии юбилея Павла Васильева

В Рязани в филиале ‹ 9 Центральной библиотеки открылась первая очередь постоянной экспозиции, посвящённой великому русскому поэту Павлу Васильеву в преддверии его столетнего юбилея, приходящегося на 2009 год.

Эта экспозиция – плод многолетнего труда родной дочери поэта Натальи Павловны Васильевой-Фурман и её добровольных помощников. Значение происшедшего события тем более велико, что в Москве, с которой Васильева связывают последние восемь лет его короткой и яркой жизни, до сих пор нет никаких признаков увековечения его памяти. При том, что здания в городе увешаны мемориальными досками в память многочисленных персонажей, след которых в истории давно стёрся. Я уже не говорю о памятниках весьма невысокого качества, которые последнее десятилетие растут как грибы после дождя. В дни 95-летия поэта Наталья Васильева-Фурман писала в специальном выпуске газеты «Рязанская глубинка»: «...Зимой 1935–1936 года Павел Васильев, в свою очередь затравленный, отбывал срок в Рязанском домзаке. Здесь он написал две прекрасные поэмы – «Принц Фома» и «Женихи» – и начал третью – «Христолюбовские ситцы». Так неужели город Рязань не примет Васильева сегодня, когда он так в этом нуждается?»

Рязань приняла. И экспозиция, созданная через 3 года после обращения дочери поэта, – первый этап в процессе создания Культурного центра Павла Васильева в Рязани. Москва по-прежнему молчит, хотя именно в столице русский гений познал настоящую славу, издал две книги очерков и единственный свой стихотворный том – поэму «Соляной бунт». Отдельные вечера, посвящённые памяти поэта, проходят в небольших зальчиках столичных библиотек и собирают, естественно, не слишком много народу. Память об этом удивительном человеке как-то исподволь смывается, уже не припомнишь, когда его стихи звучали по радио или с телеэкрана.

Где о Васильеве помнят – это на его родине, в Павлодаре. Именно там уже 20 лет живёт своей полнокровной жизнью Дом-музей Павла Васильева, организатор и первый директор которого Лидия Григорьевна Бунеева писала вдове поэта Елене Александровне Вяловой в 1986 году: «Музей обязательно будет! Не сомневайтесь в этом, дорогая Елена Александровна... Это дело очень большое, государственное, можно сказать, историческое... Уйдём из жизни мы и все те, от кого сейчас зависит открытие музея, а Павел Васильев, его дом, его музей будут всегда...» Нынешний директор музея Любовь Степановна Кашина, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия, поддерживает жизнь дома, пополняет его фонды – недавно ею был приобретён архив замечательного поэта, друга Васильевской юности, Николая Титова. Именно в Павлодаре регулярно проходят вот уже 20 лет – начиная с 1987 года – международные научно-практические конференции, посвящённые жизни и творчеству Павла Васильева. Достаточно ознакомиться лишь с оглавлением одного из сборников, в который собраны материалы конференции «Павел Васильев в контексте русской и мировой литературы»: В.И. Хомяков (Омск). «Космос Павла Васильева»; Л.П. Овсянникова (Павлодар). «Князья песни русския…» (С. Есенин и П. Васильев); Е.С. Рыбченко (Семипалатинск). «Ф.М. Достоевский и П. Васильев. Перекличка мотивов»; В.Н. Яранцев (Новосибирск). «Об «акмеистическом каноне» в лирике Павла Васильева (П. Васильев и М. Зенкевич)»...

А открылась конференция пронзительным словом поэта Владимира Берязева: «Пусть рафинированный европейский критик сколь угодно утверждает с высокомерием и небрежением, что был-де такой юный разбойник от поэзии Паша Васильев, певец прииртышских станиц, вольности, удали, азиатчины… У неподготовленной филологической души, может статься, «Тройка» и «Любовь на Кунцевской даче» и впрямь может вызвать шок, и отторжение, и гнев, и протест. Но тем не менее – это величайшие шедевры русской поэзии. Как и два десятка поэм, начиная с потрясающей «Песни о гибели казачьего войска» и заканчивая эпосом «Соляного бунта» и непринуждённой лёгкостью «Принца Фомы», написанного с поистине пушкинским озорством. Это давно пора признать и сделать творения «русского беркута» достоянием школьных учебников, а не полем споров, страхов и сплетен».

Один из удивительных подарков читателю в преддверии юбилея – вышедшая два года назад книга Светланы Гронской «Здесь я рассадил свои тополя...». Книжка издана в неведомом мне московским издательстве «Флинта»... тиражом 300 экземпляров. Это сколько же читателей, любителей поэзии, поклонников васильевского творчества смогли ознакомиться с уникальным изданием, которое своей документальной оснащённостью нисколько не уступает знаменитой книге «Воспоминания о Павле Васильеве», вышедшем в издательстве «Жазушы» в 1989 году, а в чём-то и превосходит её?

Книга состоит из двух частей: документальная повесть о Елене Вяловой и Павле Васильеве и письма. Самая ценная часть в ней – пожалуй, вторая. Здесь сосредоточен массив писем различных корреспондентов, адресовавшихся на протяжении более 30 лет Елене Александровне Вяловой – верной подруге жизни Васильева на протяжении всех его московских лет. Воспоминания о поэте, заботы о его творческом наследии, суждения о его посмертной судьбе, о новых его книгах, о новом времени, в которое ему суждено было войти уже стихами и поэмами, – всё сосредоточено в этом коррепондентском многоголосьи.

«...Надо всё-таки верить в добрые начала, в настоящих людей, а их, конечно, много больше, чем негодяев. В ваше время негодяев, вероятно, было меньше, но они были сильны, а теперь всякого рода попутчиков, подленьких обывателей, забывших, как далась Советская власть и как на костях через мучеников и преступников осваивался и строился восток, – развелось куда как много! Только смелее надо шагать через эти кучки мусора, не обращать внимания, когда они начинают смердить, или расправляться с ними кайлом и совковой лопатой. Время всё-таки служит людям, а не подлецам!..» (Александр Кухно. Новосибирск. Редакция журнала «Сибирские огни». 1958).

«Простите за длительное молчание. Теперь прихожу в себя. Должен был ехать на декаду в Москву. Но, кажется, не поеду. Поругался с руководством нашего Союза. Стихи о Павле будут опубликованы в первом номере журнала «Сов. Казахстан». О воспоминаниях тихо замяли после выступления «Лит. газеты». Помните статью «Литературные акафисты»? Пытался пробить в издательстве книгу Павла. Но казахи мне заявили, что он плохо писал о них, считал их дикарями и т.п.» (Николай Титов. 1958).

«Прочитал в «Литературной России» хорошую душевную статью о Вашем муже – поэте Павле Васильеве и вспомнил свою мимолётную встречу с поэтом в Таганской тюрьме. В октябре 1936 года меня – юношу, только что вступающего в жизнь, судьба толкнула в объятия слепой романтики. Не зная как и не пытаясь отстоять себя, я отдался воле случая и из милиции с группой разнохарактерных, порой испорченных, оступившихся людей был направлен в Таганскую тюрьму... Узнав, что я «ударник в литературе» из бригады писателя Клягина, поэт начал разговор об эпосе и его поэтах.

– Сейчас, – сказал он, – у эпоса есть два певца, это я и Сельвинский, но последний большой формалист и мало знает Россию. Что-то говорилось ещё о его любимом детище «Соляном бунте», но потом разговор перешёл на прозу жизни, и немного застенчиво он спросил, что говорят об его аресте. Я рассказал, что газеты его обвиняют в духовном растлении молодёжи, пишут о его дебошах и оргиях совместно с начинающими поэтами. Он внимательно и задумчиво слушал и, махнув рукой, сказал, что всё святое можно превратить в дрянь». (Борис Шавкун. 1964 ).

«Что-то, как видите, в современной перестройке снова мутные волны пошли. О Павле Васильеве этим перестройщикам не хочется говорить. А уж вытаскивают на свет белый всякую, извините, шваль». (Пётр Выходцев. 1988).

Швали действительно понавытаскивалось более чем достаточно. А на Васильева усиленно клеили ярлык стихотворца, которому, дескать, была «неведома цена человеческой жизни». Голос его заглушить так и не удалось, оттеснить на обочину литературы тоже. Приговорили к замалчиванию. В 1999 году в Омске на стене дома, где в 20-е годы находилась редакция газеты «Рабочий путь», была установлена мемориальная доска, посвящённая поэту. В 2003 году в Астане, в Университете имени Льва Гумилёва, прошли грандиозные литературные чтения, посвящённые Павлу Васильеву. И ни одно из этих событий так и не стало достоянием столичной общественности. Неужели это ледяное молчание не прервётся и в этом году – в год 80-летия расстрела поэта, и 2009-м – в год его столетия?

Замечательный скульптор Николай Селиванов, автор многих портретов в глине, бронзе и мраморе, посвящённых Сергею Есенину, Николаю Клюеву, Павлу Васильеву, Василию Шукшину, изготовил проект мемориальной доски, которая должна быть установлена по адресу: улица Палиха, д. 7/9, – именно в этом доме жил Павел Васильев вместе с Еленой Вяловой в последние годы своей жизни. И, похоже, для завершения работы и получения официального разрешения на установление доски необходимы соответствующие денежные средства. Но ничего не остаётся, как пустить шапку по кругу.

 

20

Сергей Куняев


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

«ЛГ»-рейтинг

30.09.2023

Укрыться от осеннего дождя

29.09.2023

Как рождались сказки?

29.09.2023

Наши вышли на связь

29.09.2023

У дома на окраине села

29.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты