Аристократы Азии. Южнокорейский дневник: Стихи. – Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2010. – 112 с.: ил., – 300 экз.
Любой, кто интересуется современной бурятской поэзией, подтвердит, что одним из наиболее оригинальных и вдумчивых русскоязычных авторов Улан-Удэ является Сергей Тумуров. Этот тезис вполне подтверждает и новый сборник писателя – «Аристократы Азии».
Подзаголовок книги не должен вводить читателя в заблуждение: поездка автора в Сеул и Кванджу, южнокорейский город художников и поэтов, где прошёл симпозиум по сохранению национального менталитета и культуры азиатских народов в условиях глобализации, это – лишь толчок для создания новой книги. А речь там идёт и о Калмыкии, и о пустыне Гоби, и о степях Монголии, и о Тибете, и о «матушке-Москве», и, конечно, о родной Бурятии.
С. Тумуров остаётся верным глубоко прочувствованным евразийским идеям, которые представляют для него надёжный, а может быть, и единственный путь сохранения своего этноса, самобытной национальной идентичности. Но всё-таки основной аспект, основная интенция «Аристократов Азии» на сей раз смещены именно в сторону этого континента:
Сквозь ночной туман
дорога мчится Сеул – Кванджу,
землячка мирно злится,
«я беседу с переводчиком веду –
о суфистах, дзен-буддистах»,
спать соседям
и землячке не даю.
Деликатно, но твёрдо поэт ставит вопросы и о разделении Кореи на две части, и о том, что численность бурят у себя на родине слишком мала, и о депортации калмыков (насколько она была оправдана – второй вопрос) – вся эта многоэтажная боль стучит в его сердце, как пепел Клааса.
Для многих, кто никогда не покидал Европы или хотя бы Москвы, порой кажется, что азиаты все похожи друг на друга. Не в смысле внешности, а в смысле этнических особенностей. В стихах Сергея Тумурова представители каждого народа наделены чётко прописанным своеобразием: настрадавшиеся калмыки, ушедшие в себя монголы, несущие опасность китайцы, похожие на инопланетян японцы, сдержанные (но, понятно, это – сдержанность сжатой пружины) буряты.
Название книги символично и многослойно. Аристократы Азии – кто это? Корейские культурные деятели, затеявшие благое дело? Писатели и учёные, встревоженные утратой национального истока? А может, это просто тюльпаны и цветы рисового дерева? Полагаю, читатель сам выберет нужную версию. Или предложит свою.