В блистательном Санкт-Петербурге среди множества любимых его обитателями мест есть одно, которое петербуржцы узнают еще в раннем детстве. Это Театр марионеток им. Евгения Деммени, что на углу Невского и Садовой, в самом сердце великого города. В этом году исполнилось бы 125 лет одному из последних представителей «серебряного века» русской культуры, основателю и руководителю этого театра Евгению Сергеевичу Деммени.
К этому славному юбилею Союз театральных деятелей Петербурга открыл уникальную выставку кукол-марионеток из фондов театра.
Евгений Деммени (1898-1969)был рожден в аристократической семье, окончил Пажеский корпус, участвовал в битвах Первой Мировой, перешел, как и многие другие дворяне, на сторону красных и успел послужить в их рядах.
Но вихри и катаклизмы огнедышащей русской истории ХХ столетия словно мало его затронули. Его судьба оказалась счастливой, его не постигло ни изгнание, ни заточение, ни казнь. Точно с детства его ангел-хранитель берег его для служения искусству и детям. Ведь с детства, когда с родителями он оказался в Париже, появилась единственная страсть — гиньоль, кукольный театр, Полишинель, а по-русски Петрушка. Этот старинный перчаточный театр, как принято считать, зародился во Франции в ХУШ веке, но восходит он к карнавальной стихии Средневековья и к итальянской комедии масок. Впрочем, в России есть своя петрушечная история, русский народный театр, идущий от скоморошьих традиций, который еще в ХУП столетии показывал свои балаганные действа. О них писал путешественник времен «бунташного» века Адам Олеарий, образы такого балаганчика, которым управляет один человек, запечатлены на иллюстрациях того времени. Позже Петрушку стали представлять и в виде марионетки.
Но поначалу сердце юного Деммени было безраздельно отдано петрушечному, перчаточному кукольному театру. Вскоре после демобилизации он основал любительский театральный кружок, где ставились петрушечные представления. И не знал он тогда, что через несколько лет станет главой театра другого типа кукол — марионеточного. Это произойдет в 1928 году после обЪединения с труппой Любови Шапориной-Яковлевой, которая возникла еще 1918 году. И уже с середины 1930-х годов театр занял свое историческое место на Невском проспекте, дом 52.
Как известно, Россия Х1Х — ХХ веков — литературоцентричная страна. И человек, воспитанный в атмосфере дворянской культуры начала века, не мог не быть книжником. Поэтому с самого начала своей театральной деятельности Деммени привлекал к постановкам писателей, опирался на классическую литературу. Уже в 1925 году был поставлен пушкинский «Балда», были Гоголь с «Вием», Шекспир с «Проказницами Виндзора», Мольер и Метерлинк.
А потом началась долгая творческая дружба с Самуилом Маршаком и Евгением Шварцем. Именно для театра марионеток Маршак написал свой «Кошкин дом», ставший основой для первой в истории кукольной оперы в середине 1920-х. На выставке в СТД среди чудом сохранившихся кукол двадцатых годов — хорошенькая, хоть и заносчивая Кошка, ее трогательные бедные племянники-Котята.
Именно Маршак познакомил режиссера со Шварцем. Для театра Деммени была написана в 1947 году «Сказка о потерянном времени». Маршак создал для труппы «Юного Фрица», в театре долгие годы шли «Двенадцать месяцев» и «Умные вещи».
Театр Деммени сумел стать и подлинно новаторским, и школой кукольного театра в Советской России. Эрудиция, дореволюционная обширнейшая образованность мастера всему этому способствовала. Его куклы создавались в соавторстве с замечательными художниками, среди которых и сценограф музыкального театра Татьяна Бруни. Вообще, музыкальная составляющая играла огромную роль в спектаклях Деммени. У него встречались и смешные пародии, чем-то напоминающие позже прославленный «Необыкновенный концерт» театра Сергея Образцова. Два мастера стали по сути основателями нашего кукольного театра, но известность Деммени, жившего в «великом городе с областной судьбой», увы, не могла тягаться с обласканным званиями и наградами Образцовым.
Куклы, созданные художниками под эгидой Деммени, всегда высокохудожественны, острохарактерны, иногда гротескны. Таковы потешная Балерина, Акробаты, Пианист-виртуоз, над которым до слез смеялись знаменитые музыканты Ойстрах и Флиэр. Куклы Деммени рассчитаны на восприятие и образное мышление и взрослого, и ребенка. Дама, сдающая багаж в спектакле по стихам Маршака — это характер и целый социальный тип. Персонажи «Сказки о мертвой царевне» по Пушкину воспринимаются как прообраз будущих фильмов-сказок, на которых воспитывались поколения советских детей. А ведь еще в 1925 году театр Деммени принял участие в создании первого в Европе игрового кукольного фильма («Макс и Мориц» по В.Бушу). За год до этого при Театре Петрушки, как он тогда назывался, были открыты первые курсы по подготовке профессиональных режиссеров, актеров и художников кукольного театра.
На всех этапах истории, при всех устрашающих гримасах ее музы Клио, русское искусство тяготело к созданию новых форм, а сами художники — к служению, к просветительской миссии. Евгений Деммени сумел стать создателем еще одного направления, ныне набирающего популярность — арт-терапии. Долгие годы совместной работы связывали его с профессором Г.И.Турнером, основателем детского ортопедического института в Ленинграде. Театр Деммени приезжал к маленьким пациентам Турнера и давал перед ними свои жизнеутверждающие спектакли.
Во втором зале выставки в стенах СТД, в прекрасной Карельской гостиной, можно увидеть современную жизнь театра, замечательные работы продолжателей Деммени, в частности, художника-постановщика театра на протяжении более, чем двух десятилетий, Натальи Сизых. Ее куклы — создания высокого художественного мастерства, каждая кукла — и часть спектакля, и отдельное произведение искусства. Продолжателями Деммени стали и другие известные петербургские театральные художники — А.Алексеев, А.Торик, В.Фирер, П.Губичка. Над созданием выставки работали старейшая актриса театра, н.а.России, хранительница наследия Деммени Фаина Ивановна Костина и молодой художник-дизайнер Екатерина Аксенова.
Благодарная память Театра марионеток им.Е.С.Деммени, выставка, которую он организовал совместно с Союзом театральных деятелей в Петербурге, - все это позволило заново открыть страницы не кончающейся книги петербургского и — шире — русского искусства. Во все времена и сроки, на всех ветрах истории находились и находятся люди, для которых Красота и Добро соединяются вместе и остаются в вечности — стихами, пьесами, картинами, куклами...
Мария Фомина-Семанова,
искусствовед, член Союза художников Росссии,
профессор Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова