Создатель многих архитектурных шедевров Санкт-Петербурга, каменотёс-самородок Самсон Суханов родом с Русского Севера. Он появился на свет в деревне Завотежица Вологодской губернии (сейчас – Архангельская область) в бедной крестьянской семье.
В начале 1799 года Самсон отправился в Петербург, где под руководством шурина, который строил Михайловский замок, обучался строительному делу. Уже тогда Самсон работал и самостоятельно. В Петергофском парке им была выполнена терраса парка «Львиный каскад», а в Стрельнинском парке – терраса и колоннада.
Скоро Самсон Суханов стал главным приказчиком на строительстве Казанского собора, где его талант раскрылся в полной мере. Он выполнил цоколь, полы, ступени перед алтарём, клирос, кафедру, царское место, отделку и украшение стен, дверей и окон. Но главная заслуга Суханова – порученное ему и его артели архитектором Воронихиным изготовление колоннад: внутренней, состоящей из 56 колонн, и внешней из 138. Труд Самсона Суханова был отмечен золотой медалью «За усердие».
В 1807 году он взял подряд на сооружение набережной на стрелке Васильевского острова. Его артелью было поднято дно Невы вверх по течению на 100 метров, насыпана площадь, сделана полукруглая гранитная набережная. А что до знаменитых гранитных шаров на стрелке, то предание гласит, дескать, Самсон вырубил их сам, на глаз, не используя никаких измерительных приборов.
В это же время архитектор Тома де Томон возводил здание Биржи. Цоколь под колоннаду, а также две большие скульптурные группы на переднем и заднем аттиках выполняли Суханов и его люди. Артель Суханова ставила Ростральные колонны. Кроме того, по моделям русских скульпторов Самсон исполнил колоссальные пятиметровые статуи, аллегорически изображающие русские реки – Неву и Волхов, Волгу и Днепр. За строительство ансамбля стрелки Васильевского острова Суханов был награждён царским кафтаном, сшитым из бархата, дорогих мехов и украшенным драгоценными камнями.
Завершив работы на стрелке, Самсон снова вернулся к архитектору Воронихину и приступил к перестройке под его руководством Горного корпуса (ныне Горный институт). Здесь артелью Суханова были установлены пьедесталы, базы и колонны портика, а самим Самсоном сработаны скульптурные группы из пудостского камня «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины» по моделям скульпторов С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского.
Вблизи Исаакиевского собора находится знаменитый дом Лобанова-Ростовского. О нём писал А.С. Пушкин:
…на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С поднятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые…
При строительстве этого дома мастером были выполнены аркада, парадная лестница и колонны вестибюля.
26 июля 1819 года состоялась закладка Исаакиевского собора. Архитектор О. Монферран поручил Суханову изготовление, обработку и установку гранитных колонн, каждая весила 114 тонн, а высотой была 17 м. Никогда ещё в мировой практике не проводились такие грандиозные каменотёсные работы. Были изготовлены 36 гранитных колонн, а впоследствии ещё 12 для восточного и западного портиков. Также были выломаны в карьере, отшлифованы и установлены 24 колонны для подкупольного барабана Исаакиевского собора весом 64 тонны каждая.
Венцом творчества Самсона Суханова стало изготовление гранитных ванн. Их было сделано четыре. Самая величественная и уникальная – ванна для Баболовского парка. Современники называли её восьмым чудом света. Вес ванны – 50 тонн, высота – 1, 95 см, глубина – 1, 60 см, диаметр – 5 м. В ванну входит до 800 вёдер воды.
Лебединая песня Самсона Суханова – изготовление пьедесталов для памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли у Казанского собора. Судьба на этот раз была к Суханову неблагосклонна. При перевозке через Ладожское озеро баржа с пьедесталами затонула. В счёт погашения неустойки по договору и стоимости затонувшей баржи с пьедесталами имущество Суханова было продано с торгов. Новые пьедесталы он изготовил, доставил и установил на собственные деньги.
В 1967 году был обнаружен портрет Самсона Суханова, написанный В.А. Тропининым, – умное, энергичное лицо человека с каменотёсным молотком в руках на фоне колонны. К сожалению, о последних днях легендарного каменотёса мы практически ничего не знаем. Неизвестно также и место последнего приюта мастера.