Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Русский Манчестер

01 января 2007

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Сейчас в Серпухове можно за пару часов увидеть, как менялась жизнь наших земляков за целое тысячелетие. Для этого надо сначала зайти в Троицкий собор на Соборной горе, где филиал Серпуховского историко-художественного музея (СИХМ) показывает «граду и миру» археологическую экспозицию, а затем посетить выставку «ХХ век начинается» в главном здании СИМХ.

«Обожанием природы» называл языческую веру древних славян выдающийся русский историк Н.И. Костомаров. Вятичи, заселявшие бассейн Оки в VIII – XII веках, были свободолюбивы и горды. Князьям киевским долго не удавалось подчинить вятичей и заставить их платить дань. Креститься эти землепашцы, охотники и воины тоже не хотели довольно долго.

Жили они своим умом и по своим законам, успешно торговали с соседями ближними и дальними. На выставке в Троицком соборе можно видеть замечательную коллекцию железных орудий и бронзовых украшений, найденных археологами на территории Окского бассейна от Орла до Рязани.

Есть здесь и совершенно изумительной красоты фибулы – филигранной работы застёжки для одежды, произведённые варяжскими мастерами. Представлены в экспозиции гривны – мужские нагрудные украшения, плетёные из толстых серебряных или бронзовых жгутов. И женские височные кольца, изящные украшения с семью лепестками – элемент культуры и самоидентификации этноса.

Интересно, что вятичи долгое время мирно сосуществовали на территории нынешнего Серпуховского района с более древним балтским племенем – голядью. Предметы вооружения и украшения этого малоизученного народа тоже представлены на выставке. Древние мастера в совершенстве владели металлургией и кузнечным ремеслом своего времени.

Троицкий собор является филиалом историко-художественного музея, он был недавно освящён, и теперь по субботам здесь служит литургии отец Сергий – блестяще образованный иерей, посвятивший себя не только религиозной, но и просветительской деятельности.

Его супруга, матушка Ольга, регент церковного хора, организовала хор «Трилистник». Девушки с чистыми голосами исполняют духовные произведения в храме и за его пределами. Надо отдать должное и директору музея Людмиле Гафуровой, и её сотрудникам, сумевшим найти взаимопонимание с церковнослужителями.

А теперь о выставке «ХХ век начинается». В начале прошлого века Российская империя переживала грандиозный экономический и промышленный подъём и по многим показателям не уступала Британской империи, тогдашней владычице морей и промышленному гиганту. Серпухов тогда называли русским Манчестером. Сейчас трудно представить, что в Московской губернии именно Серпухов стоял на первом месте по промышленному развитию.

Мануфактура миллионера Николая Коншина «Новая мыза» была крупнейшей в России. На фабрике работали более 20 тысяч человек. Ситец, батист и сатин самых различных расцветок, произведённый в Серпухове, покупали как по всей России, так и в Китае, Турции и Персии. Образцы тканей столетней давности и сегодня удивляют изяществом рисунков и богатством цветовой гаммы.

На выставке представлены серпуховские товары с этикетками на китайском и турецком языках. Здесь же и кабинет промышленника – стол, телефонный аппарат, чернильница со стальным пером и обыкновенные счёты. При помощи такой «оргтехники» умные головы наших купцов вывели отечественную промышленность на передовые позиции в мире.

На выставке присутствовал правнук промышленника – Николай Алексеевич Коншин, живущий в Серпухове. Он, в частности, рассказал, что здешние промышленники одними из первых стали развивать хлопководство в долинах завоёванной Средней Азии. Россия перестала импортировать хлопок из южных штатов США. В частности, за это купцы Коншины получили жалованное дворянство от императора Александра II.

Это уже была государственная стратегия. Без достаточного количества хлопка невозможно производство пироксилина и бездымного пороха для многозарядного оружия. До второй половины ХIХ века монополию в производстве бездымного пороха держали американцы и англичане. Миллионщик Коншин имел право маркировать свои товары двуглавым орлом как поставщик государственных заказов.

Серпуховской музей находится в доме, построенном для семьи Мараевых знаменитым архитектором Клейном, строителем Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Основой богатейшей в Московской области коллекции стало собрание западноевропейского искусства Анны Васильевны Мараевой – хозяйки текстильных мануфактур. Рядом – единственная в своём роде безалтарная старообрядческая церковь, построенная на рубеже веков для той же Мараевой. Теперь здесь – филиал музея.

Серпухову по сравнению с большинством старинных подмосковных городов повезло. Центр города почти весь уцелел, и в послереволюционные времена, и в войну. Прекрасные храмы, дома двухсотлетней давности, лучшее театральное здание Подмосковья, богатейший музей. Всё это – наследие здешних купцов, которое мы лишь сохраняем. А надо бы – развивать. Культура не стоит на месте, и нынешним серпуховским художникам, артистам и музейщикам помощь современных купцов была бы очень нужна.

Марина ЛОЗИНСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Марина Лозинская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS