Сейчас в Серпухове можно за пару часов увидеть, как менялась жизнь наших земляков за целое тысячелетие. Для этого надо сначала зайти в Троицкий собор на Соборной горе, где филиал Серпуховского историко-художественного музея (СИХМ) показывает «граду и миру» археологическую экспозицию, а затем посетить выставку «ХХ век начинается» в главном здании СИМХ.
«Обожанием природы» называл языческую веру древних славян выдающийся русский историк Н.И. Костомаров. Вятичи, заселявшие бассейн Оки в VIII – XII веках, были свободолюбивы и горды. Князьям киевским долго не удавалось подчинить вятичей и заставить их платить дань. Креститься эти землепашцы, охотники и воины тоже не хотели довольно долго.
Жили они своим умом и по своим законам, успешно торговали с соседями ближними и дальними. На выставке в Троицком соборе можно видеть замечательную коллекцию железных орудий и бронзовых украшений, найденных археологами на территории Окского бассейна от Орла до Рязани.
Есть здесь и совершенно изумительной красоты фибулы – филигранной работы застёжки для одежды, произведённые варяжскими мастерами. Представлены в экспозиции гривны – мужские нагрудные украшения, плетёные из толстых серебряных или бронзовых жгутов. И женские височные кольца, изящные украшения с семью лепестками – элемент культуры и самоидентификации этноса.
Интересно, что вятичи долгое время мирно сосуществовали на территории нынешнего Серпуховского района с более древним балтским племенем – голядью. Предметы вооружения и украшения этого малоизученного народа тоже представлены на выставке. Древние мастера в совершенстве владели металлургией и кузнечным ремеслом своего времени.
Троицкий собор является филиалом историко-художественного музея, он был недавно освящён, и теперь по субботам здесь служит литургии отец Сергий – блестяще образованный иерей, посвятивший себя не только религиозной, но и просветительской деятельности.
Его супруга, матушка Ольга, регент церковного хора, организовала хор «Трилистник». Девушки с чистыми голосами исполняют духовные произведения в храме и за его пределами. Надо отдать должное и директору музея Людмиле Гафуровой, и её сотрудникам, сумевшим найти взаимопонимание с церковнослужителями.
А теперь о выставке «ХХ век начинается». В начале прошлого века Российская империя переживала грандиозный экономический и промышленный подъём и по многим показателям не уступала Британской империи, тогдашней владычице морей и промышленному гиганту. Серпухов тогда называли русским Манчестером. Сейчас трудно представить, что в Московской губернии именно Серпухов стоял на первом месте по промышленному развитию.
Мануфактура миллионера Николая Коншина «Новая мыза» была крупнейшей в России. На фабрике работали более 20 тысяч человек. Ситец, батист и сатин самых различных расцветок, произведённый в Серпухове, покупали как по всей России, так и в Китае, Турции и Персии. Образцы тканей столетней давности и сегодня удивляют изяществом рисунков и богатством цветовой гаммы.
На выставке представлены серпуховские товары с этикетками на китайском и турецком языках. Здесь же и кабинет промышленника – стол, телефонный аппарат, чернильница со стальным пером и обыкновенные счёты. При помощи такой «оргтехники» умные головы наших купцов вывели отечественную промышленность на передовые позиции в мире.
На выставке присутствовал правнук промышленника – Николай Алексеевич Коншин, живущий в Серпухове. Он, в частности, рассказал, что здешние промышленники одними из первых стали развивать хлопководство в долинах завоёванной Средней Азии. Россия перестала импортировать хлопок из южных штатов США. В частности, за это купцы Коншины получили жалованное дворянство от императора Александра II.
Это уже была государственная стратегия. Без достаточного количества хлопка невозможно производство пироксилина и бездымного пороха для многозарядного оружия. До второй половины ХIХ века монополию в производстве бездымного пороха держали американцы и англичане. Миллионщик Коншин имел право маркировать свои товары двуглавым орлом как поставщик государственных заказов.
Серпуховской музей находится в доме, построенном для семьи Мараевых знаменитым архитектором Клейном, строителем Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Основой богатейшей в Московской области коллекции стало собрание западноевропейского искусства Анны Васильевны Мараевой – хозяйки текстильных мануфактур. Рядом – единственная в своём роде безалтарная старообрядческая церковь, построенная на рубеже веков для той же Мараевой. Теперь здесь – филиал музея.
Серпухову по сравнению с большинством старинных подмосковных городов повезло. Центр города почти весь уцелел, и в послереволюционные времена, и в войну. Прекрасные храмы, дома двухсотлетней давности, лучшее театральное здание Подмосковья, богатейший музей. Всё это – наследие здешних купцов, которое мы лишь сохраняем. А надо бы – развивать. Культура не стоит на месте, и нынешним серпуховским художникам, артистам и музейщикам помощь современных купцов была бы очень нужна.