В начале ноября в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова фонд «Русский мир» провёл масштабное международное мероприятие – III Ассамблею Русского мира. По замыслу организаторов, Ассамблея призвана «наглядно отразить современный творческий и интеллектуальный потенциал Русского мира, растущий международный интерес к изучению русского языка и культуры». В работе Ассамблеи, прошедшей под лозунгом «Мир Русского мира», приняли участие известные российские и зарубежные общественные и политические деятели, в том числе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, специальный представитель Президента РФ по международному и культурному сотрудничеству, сопредседатель МФГС М. Швыдкой, специальный представитель Президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ В. Черномырдин.
Главное событие официальной части – подписание соглашения между Русской православной церковью и фондом «Русский мир» о системном сотрудничестве и взаимодействии. Содержательная речь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сам факт подписания соглашения отразились и в дальнейших выступлениях участников подиумной дискуссии, круглых столов.
Один из ключевых моментов Ассамблеи – заявление о начале международной акции «Русский мир – память сердца», сделанное от имени фонда его исполнительным директором В. Никоновым. Попытки пересмотра результатов ВОВ, попытки искажения военной истории побудили инициаторов фонда начать бессрочную акцию, направленную на сбор информации о ветеранах войны, о памятниках и обелисках, о малых музеях и архивах. Цель – создание уникальной летописи Русского мира, «летописи мужества и беспримерной стойкости».
Один из «болезненных» вопросов Русского мира на постсоветском пространстве – сокращение и «замораживание» школьных программ по изучению русского языка. Заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству А. Чесноков привёл неутешительную статистику по Украине, Казахстану, Туркмении, Киргизии.
Подтверждением речи А. Чеснокова стало выступление председателя Луганского областного совета В. Голенко об ужасающем положении дел с изучением и сохранением русского языка на Украине. В стране, где 50 млн граждан говорят и понимают по-русски, министр культуры называет русский язык «собачьей мовой»!..
Тему продолжила депутат Европарламента от Латвии Т. Жданок. Как сводки с передовой, звучали слова о защите прав русскоязычного меньшинства от «агрессии, ненависти, нападок». Татьяна Александровна позволила себе поспорить с Виктором Степановичем Черномырдиным по вопросу якобы отсутствия ассимиляции русского языка за рубежом, подтвердив своё мнение красноречивыми фактами.
Прослушав её впечатляющее выступление, председатель международного совета российских соотечественников П. Шереметев (Франция), отложив в сторону текст своего доклада, взволнованно воскликнул: «Я поддерживаю Татьяну Жданок: Латвия не соблюдает правила Евросоюза! Это моё мнение!» Пётр Петрович эмоционально говорил о том, как, будучи студентом, решил вернуться в Россию и быть ей полезным: «Русский мир надо защищать и в России тоже!» У потомка Шереметевых свой метод защиты – «через музыку и архитектуру»: он возглавляет консерваторию им. С. Рахманинова, созданную в Париже эмигрантами из России, создал свой фонд, «чтобы помогать людям, которые нуждаются в средствах для защиты своей культуры».
С удивительным чувством воспринимался русский язык потомков первой эмиграции, язык, который в течение десятилетий сохранялся исключительно в рамках семей и ограниченного круга соотечественников. Таким же откровением стало выступление князя А. Трубецкого, внука Е. Трубецкого, известного русского философа. А. Трубецкой родился и вырос во Франции. Себя и потомков русской эмиграции Александр Александрович называет «посланниками России в мире». Заслуга эмигрантов, по словам князя, в том, что они сохранили русскую культуру, создав прессу, издательства, школы, православные приходы, а самое главное – сохранили русский язык для детей и внуков. Князь призвал соотечественников «совместно развивать имидж, «лицо» России».
Тему русской эмиграции в рамках подиумной дискуссии «Мир Русского мира» расширил директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая В. Тишков, сообщив о завершении работы над монографией «Введение в Русский мир» – «историческим срезом волн русской эмиграции».
Тему сохранения русского языка, но уже в российском масштабе, продолжила Л. Вербицкая, председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Г-жа Вербицкая обратила внимание присутствующих на то, что российское министерство образования не вводило новых норм русского языка и СМИ не правы, раздувая эту тему.
В рамках Ассамблеи состоялись круглые столы по темам: «Культурные доминанты Русского мира», «Русскоязычная диаспора: проблемы идентичности», «Русский мир в интернете: социальные сети и особенности интерактивного общения», «Современные программы и методики преподавания русского языка». На первом заседании (ведущие – А. Архангельский и В. Никонов) обсуждение основного вопроса как-то сразу перешло в плоскость мифов и мифотворчества. Русское общество, по словам кинорежиссёра Павла Лунгина, подобно ребёнку, который не хочет идти к врачу; оно функционирует не за счёт фактов и знаний, а за счёт мифов о фактах и знаниях. И главный миф России – миф о русской душе, который «толкает» нас на совершение иррациональных поступков. В. Никонов заметил, что мифотворчество – норма для любой нации. А. Шмелёв, зав. отделом культуры русской речи Института русского языка им. В.В. Виноградова, скептически отнёсся к распространению в обществе «т.н. мифов». Скорее, языковые данные, языковые единицы являются нашими культурными доминантами. Профессор Женевского университета, писатель Жорж Нива привёл примеры мифов о России, которые владели умами европейских мыслителей прошлого.
Прошедшая Ассамблея – наиважнейшая, своевременная акция, призванная поднять авторитет государства, улучшить положение соотечественников за рубежом. Но образ России формирует не только демонстрационная версия, профинансированная «сверху». «Лицо» России не мыслимо без её «сердца» – российской глубинки. Почему основная «культурная» доминанта провинции – бутылка самогонки? Почему у вдовы ветерана ВОВ, умершего за месяц до получения ордера, отбирают квартиру? «Поплачь о нём, пока он живой…» – поётся в одной замечательной песне. Тысячи и тысячи русских «почему» ждут своих круглых столов.