Не скрою, когда начинали рубрику «Хорошо!», были у меня сомнения по части того, хватит ли для колонки вестей, противостоящих всеохватному воплю о бесконечных российских бедах. Но минуло три месяца, а жизнь так затейливо повернулась, что вместо дефицита добрых новостей вдруг образовался их конкурс, как теперь принято говорить, аукцион: с чего всё-таки начать?
С того, что в феврале продажи легковых авто в России в сравнении с предыдущим февралём выросли аж на 80 (!) процентов, причём неоспоримо лидирует, конечно, ВАЗ, которому прочили верный крах? Или упомянуть прежде всего о важнейшем решении, бесповоротно положившем конец превращению России в сборочный цех мирового автопрома: теперь все иномарки, выпускаемые в стране, будут минимум наполовину (а кажись, и больше!) комплектовать из деталей, сделанных по мировым стандартам непосредственно в России, иначе заводы закроют? Но это ведь и есть модернизация!
А может, начать с того, что вопреки первой неудаче всё-таки бороздят космос наши новейшие спутники ГЛОНАСС? Вот американцы недавно тоже потеряли при запуске дорогущий метеоспутник – всякое в таком сложном деле бывает. Но, ей-ей, обидно, что нашу-то прошлогоднюю неудачу СМИ обсасывали целую неделю, а вот об успешном запуске дали скромное сообщение, и только.
Но не начать ли с того, что на боевое дежурство встал дивизион новейших противоракетных установок «Ярс»? А знаменитому комплексу «Триумф» (С-400), который тоже пошёл в серию, не предвидится в мире равных в ближайшие 10 лет? Кстати, портфель заказов нашей оборонки достиг 46 миллиардов долларов, то бишь значительная часть ВПК на годы вперёд обречена на непрерывное техническое обновление.
Можно бы и другие отрасли взять – например, признано официально, что наша металлургия в последние годы обновилась значительно глубже, чем вовсе не слабые, даже мощные украинские конкуренты. С приятным удивлением обнаруживаю, что напор хороших новостей, достойных упоминания, нарастает, не сразу выделишь среди них самые впечатляющие. Однако нельзя же превращать разговор о добрых переменах в перечень достижений, тем более и промахов, ошибок, сомнительных решений ещё хватает, да с лихвой. Но отчётливо чувствуется, что количество всё же постепенно перерастает в новое качество и требует своего осмысления.
Общественное сознание, подсевшее на иглу ежедневного прессинга сообщений «о бедах и неминучем крахе страны, не говоря уже о намеренных политических «вбросах», не заметило, что «на дворе» сменилась эпоха. Чем жили мы в 90-е годы, по которым ностальгирует кое-кто из упёртых огламуренных либералов, публично и бесстыдно называя лихое десятилетие «благословенным»? Общее настроение умов сводилось к одному: идёт неудержимый упадок России, и разногласия возникали лишь по части сроков окончательного крушения страны.
А чем живём мы сейчас? За всей совокупностью публикаций, мнений и вопрекизмов, пусть самых критических и даже избыточно и нарочито разносных, неоспоримо встаёт совсем другое умозрение: плохо делаем, не так делаем, медленно делаем. Но делаем! Страна из периода распада перешла в режим роста. Кругом – стройка! Газопроводы, перинатальные центры, мосты, заводы…
Снова повторю: нескладухи, шукшинского «непорядка», коррупции, затягивания сроков, судебных, чиновных и прочих препон – хоть отбавляй! Но о чём теперь всё же речь? О том, что страна вступила в созидательный режим развития. Как писал Герцен, произошли перемены в направлении умов. А возможно ли после десятилетия развала, да в новых демократических условиях, когда за срыв дела, против обыкновения былых лет, слава богу, ни в тюрьму не упечь, ни лагерную статью припаять, – возможно ли всё и сразу делать с умом и быстро?
Вообще-то если не упирать на сталинизм, который из политических видов и явно для помехи кое-кто снова начинает усердно использовать в качестве идеологической трескотни, а поглубже заглянуть в историю России, то нетрудно распознать вековую тенденцию, стихию русской жизни: вечно начинали мы, прихрамывая, с огрехами, но постепенно набирали скорость, исподтиха распрямлялись во весь рост и шагали, на удивление миру, впереди многих народов. Простите, братцы мои, за горячность, но я-то твёрдо верю, что и сегодня мы на пороге нового взлёта, который не все распознают из-за девятого вала глумливой критики и отсутствия здравой шкалы ценностей. И хотя незачем устраивать барабанный бой по поводу пока ещё скромного подъёма, но и прощальный колокольный звон теперь совсем уж некстати.
Да, ныне вся страна в стройке. И снова наплывают воспоминания. Жарким летом 1963 года во Владивостоке парадно праздновали День Военно-морского флота, и мне, корреспонденту «Комсомолки», разрешили лететь в одном из ракетоносцев, которым предстояло идти вдоль берега над Амурским заливом на виду у тысяч зрителей. Не стану вдаваться в подробности, но факт в том, что в наисамый последний момент перед взлётом я самовольно пересел из предназначенного для корреспондента самолёта в другой, флагманский. Видать, Господь надоумил… А погода была тяжёлая, тридцать ракетоносцев летели на высоте 42 метра (уровень крейсерского клотика!), с моряков посшибало бескозырки. И едва очередная тройка тяжёлых машин проскакивала мимо крейсера с главным начальством, самолёты сразу задирали носы и веером исчезали в низких облаках. Но во второй тройке замкомэска, с которым мне назначили лететь, стал фасонить, не ушёл в сторону, а решил проткнуть плотную облачность истребительным строем, рядом с ведущим…
И сразу, на высоте сто метров, они чиркнули крыльями.
Оба упали на Русский остров, и через три часа в составе поисковой команды я собирал то, что осталось от тяжёлых самолётов. ЧП было громким, с оргвыводами, но именно в тех обстоятельствах я познакомился с Русским островом, сказочно красивой и глухой в ту пору жемчужиной нашей земли.
И сегодня, когда вижу, как растут мощные пилоны моста из Владивостока на Русский, как быстро преображается перед встречей АТЭС этот красивейший остров с символическим названием, предназначенный для нового дальневосточного университетского городка... Нет, кто бы что ни говорил, а это символ настоящий: Россия, конечно же, идёт: вперёд. И всё быстрее, быстрее, вот-вот начнёт обгонять попутчиков.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции