Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Русский Робинзон ждёт русскую Пятницу

01 января 2007

ПОЛЕМИКА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

Бог мой, какое младенческое неведение и даже нежелание ведения относительно собственного народа и когда же – в такое страшное время.
Иван Бунин

Думаю, что г-н Столяров («Комплекс духовности». – «ЛГ», № 20) лукавит, недоумевая, в чём же состоит «особая русская духовность». Предполагаю, что и глубокоуважаемые Ф. Разумовский и Т. Набатникова отлично понимают, что ни пейзаж «Над вечным покоем», ни щербатая улыбка воина-победителя не объясняют ни феномена русскости, ни чуда Победы.

Но Т. Набатникова по крайней мере определила границы этого феномена. Пролегли они между отношением русского человека к себе, Богу и государству. По моим представлениям, именно в таком порядке. По воззрениям Т. Набатниковой – в ином. Отдание себя на алтарь государства – или подчинение приказу отдаться, как мне кажется, и приводит – а то и уже привело – русских к самозабвению, или, по-учёному, потере национальной идентичности.

Россия – страна с женственной – славянской – ментальностью и мужской – нордической – системой ценностей. Такая двойственность была плодотворна, когда русские знали, что у них есть Родина-мать и царь-батюшка. При этом любой модернизационный прорыв в России – от Петра до Сталина – основывался на либеральном (материнском) проекте и совершался репрессивными (отцовскими) методами.

«Торг в стане восточных славян». С. Иванов. Начало XX векаГосударство тоже получилось двойным: европейским по административному укладу и азиатским по способу управления. Эта же «семейная» двойственность помогала «подстраивать» русских на нужную волну. То изображать прирождёнными бунтарями-победителями, то кроткими незлобивыми пейзанами – в зависимости от идеологической (гендерной) установки. В напряжённые для государства моменты убеждать: «Раньше думай о Родине, а потом о себе», в критические для социума уговаривать: «Начни сначала, всё начни с нуля!»

Думали… Начинали… Потом «родители» развелись. Россия повлеклась по «мужской» исторической полосе – Отца народов, Генсека, Гаранта Конституции. Никто из них не платил на детей алиментов, но, напротив, драл с них три шкуры, не всегда умело сочетая кнут и пряник. Тоска по материнской ласке и заботе вгоняла детей в периодическое неповиновение, как правило, достаточно легко управляемое.

Мало-помалу «двойное подчинение» стало муляжом, сведясь к декоративному противостоянию либерального и патриотического начал, давно договорных. Здесь тоже есть свои плоды, но очень уж горькие. «Материнские» проекты оказывались слишком непоследовательными, «отцовские» – слишком жёсткими.

Для того чтобы продолжить процесс воспитания (развития), необходимо найти неисчерпанный источник, незакрытую нишу. Существуют ли они или историческая жизнь русского этноса близка к своему пределу?

Я помню, как в детстве меня поразило предисловие к «Жизни и удивительным приключениям Робинзона Крузо». Там утверждалось, что человек, героически выстоявший перед слепой стихией одиночества, куда более страшной, чем стихия «равнодушной» природы, является воплощением «буржуазного индивидуализма». Почему «буржуазного»? Потому, что обиходил жилище, а не остался гнить под открытым небом? Я только потом поняла, что такое двойные стандарты и почему обезноживший, но спасший себя старший лейтенант Маресьев – «настоящий человек», а капитан Крузо – аморальный «индивидуалист».

В. Розанов писал – по совершенно другому поводу: «Индивидуум начался там, где вдруг сказано закону природы: «стоп! не пускаю сюда!» Русская индивидуальность начинается там, где она говорит «не пускаю!» тому, кто требует от неё подчинения, не объясняя его смысла и соответствия цели средствам. Или бунтует (бунт, как известно, цели со средствами не сопрягает), если давление оказывается критичным.

Но, с другой стороны, русский человек привык к тому, что ему не дают долго оставаться наедине с собой. Зовут на войну, стройку или перестройку. В случае хоть какой-то модальной внятности русские действительно тотчас забывают себя. А когда «не пускать» некого, потому что никто не стучит в дверь или стучат, но не знают пароля, тогда для русского человека начинаются самые тяжкие времена.

Непривычка к долгим и упорным борениям «с самим собой, с самим собой» оборачивается отчаянием, озлобленностью или крайней распущенностью. Ни либералы, ни патриоты сегодня не могут представить русским резоны, которые бы давали им пропуск в укрепрайон, на охраняемую только душой территорию индивидуальной свободы. Первые «хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном», вторые, сами того не замечая, всё больше пародируют основоположников славянофильства, которых московские извозчики принимали за персиян.

Недавно вычитала в Ин­тернете любопытную историю. Две сестры-разведёнки из Чувашии от запропавших отцов не получают на детей ни копейки алиментов. Детское пособие в республике смехотворно мало (почему в разы меньше установленного федеральным законом – неизвестно). И вот сёстры решились от отчаяния на авантюру. Каждая добилась лишения себя родительских прав и оформила опеку над племянником. Не потеряв детей, но безболезненно обменявшись ими, женщины в качестве опекунш стали получать совсем другое содержание. Год проблаженствовали, а потом ими заинтересовались органы правопорядка, которые до хитроумного обмена ни разу не полюбопытствовали, что дети ели и во что одевались. Но это уже другая история.

Такую операцию, по моим представлениям, давно пора произвести ещё как минимум двум близким родственникам, под которыми я подразумеваю пресловутых «либералов» и «патриотов». Поскольку русский народ – вечную фигуру своей публичности – они видят и используют по-разному, можно спокойно допустить, что и в этом случае «детей» тоже как минимум двое.

Но этого, судя по всему, не предвидится. Ситуация в нашей «семье» сложилась пиковая. «Отец» ушёл в мечтательное доктринёрство. «Мать» всё бросила и улетела в Куршевель. И всё же… «Беспризорный» русский человек за последние 20 лет отметился не только немощью, пьянством и криминализацией. Постепенно в той глубине души, которая осталась не вытоптанной артелью и общиной, зарождается маленькая меркантильная «мечтушка». Вполне себе «мелкобуржуазная», как ни прискорбно это для поборников великих целей. К сожалению, «мечтушка» не всенародна – зреет она в основном в поколении менеджеров и блогеров (часто эти номинации совпадают). Остальным придётся оставаться в личной Брестской крепости и, дай бог, не сдать её.

Токвиль полагал, что индивидуализм побуждает гражданина «изолировать себя от массы себе подобных и замыкаться в узком семейном и дружеском кругу. Создав для себя, таким образом, маленькое общество, человек перестаёт тревожиться обо всём обществе в целом».

Индивидуализм остался последним не испытанным русскими если не историческим, то социокультурным вариантом бытия. Возможно, спасительным. Но русская робинзонада только началась. До встречи с Пятницей ещё далеко…

Марина КУДИМОВА


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Русский Робинзон ждёт русскую Пятницу

Думаю, что г-н Столяров («Комплекс духовности». – «ЛГ», № 20) лукавит, недоумевая, в чём же состоит «особая русская духовность».

2010-06-23 / Марина КУДИМОВА
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Марина Кудимова

Марина Владимировна Кудимова (род. 25 февр... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS