В прокате – лента, продолжающая тему «Американской дочери» Карена Шахназарова, – «Скажи ей».
Полнометражный дебют молодого режиссёра Александра Молочникова по сценарию, написанному совместно с Ильёй Тилькиным и Александром Талалом, тоже о семейной драме и ребёнке, увезённом в США. Время действия похожее – до появления мобильных телефонов.
Отец (Артём Быстров) и мать (Светлана Ходченкова) страстно любят своего единственного сына, но разлюбили друг друга. Он, учитель в школе, не может обеспечить достойную жизнь красавице-жене. Отношения между родителями отвратительные, от постоянных скандалов больше всех страдает сын-подросток. Он одинаково любит маму и папу и тяжело переживает их разрыв. Мама выходит замуж за американца (его сыграл австрийский актёр Вольфганг Черни, частый гость в российском кинематографе) и после долгих, мучительных переговоров с мужем увозит сына в Америку. Сын, конечно, рад попасть в сказочные (как ему казалось) Штаты, но тоскует по отцу, и мать обещает на лето отпускать его на родину.
В Америке мальчик наконец вздохнул свободно, в родном Петербурге он болел от постоянной нервотрёпки, когда мама с папой и бабушки с дедушками его «разрывали на куски», и по логике вещей должен был увлечься новой жизнью, тем более что встретили его в колледже очень хорошо. Но сценаристы придумали, что, во-первых, подросток ввиду влияния отца и его родителей (их сыграли Ирина Розанова и Алексей Серебряков) отчаянный патриот и за свою родину готов драться с чванливыми одноклассниками. Во-вторых, он привёз из нищей России дурные привычки. Парнишка щегольнул перед понравившейся одноклассницей своей ловкостью в добыче халявной пиццы по рецепту, который он вычитал у Лимонова (в это не очень поверилось). Но мама девочке объяснила, что обманывать продавцов пиццы нехорошо. С этого начались неприятности парня в Америке, закончившиеся скандалами в колледже, столкновением с полицией и, наконец, возвращением в Россию. Вот и вся история.
Главную роль замечательно играет юный, но уже довольно опытный актёр Кай Гетц. Он трогателен, обаятелен, ему веришь, маме – тоже. Очень веришь и, на удивление, горячо сочувствуешь мужу-американцу, которого скандалы русской жены с её бывшим мужем и опасные подставы её сына уже достали, но он всё терпит – благороден и мудр. А вот патриотический папаша раздражал. Актёр не виноват, образ написан и «поставлен» каким-то карикатурным, получилась пародия на русского интеллигента. Вроде учитель, но он так неряшлив и неопрятен, что похож на пьющего водопроводчика, к тому же взбалмошен, не по-мужски эмоционален и непредсказуем. Например, в начале мы видим кадры семейного счастья. Ещё до развода мама, папа и сын на катере плывут по Неве, всё хорошо, красиво, очень весело – и вдруг (от полноты чувств?) папаша прыгает в воду и плывёт куда-то. И тут поневоле солидаризируешься с мамой – от такой «широкой русской души» надо держаться подальше. Потом, внезапно приехав в Америку, в доме мужа жены он тотчас устроил своей бывшей скандал. Всё – при сыне. Странно, что умный мальчик не стыдится такого отца.
В «Американской дочери» Шахназарова таких претензий к персонажу (там папу сыграл, кстати, внешне похожий на Быстрова Владимир Машков) нет, ему и его дочке веришь и сочувствуешь обоим. А в фильме Молочникова то, что парень в финале вернулся домой и едет с папашей на велосипеде по Питеру, воспринимаешь с сожалением.
Евгения Попова