Наука, возникшая 300 лет назад на Западе и ставшая основой современного технического прогресса, требует условий для индивидуального творчества и свободного поиска и оттого почти не прививается на Востоке с его традиционной культурой и господствующими там до сих пор общинными порядками. За одним исключением: Россия, страна общинного типа, едва вступив в контакт с западной культурой, сразу стала производить первоклассное научное знание (пример – Ломоносов). Выходит, русская культура обладает неким свойством, позволяющим ей быстро преодолевать историческое отставание и даже выходить вперёд. Не пускаясь в туманные рассуждения, скажу – наша наука черпает свою эффективность из ресурсов русского языка.
Язык «не столько выражает, сколько порождает», концентрируя в себе творческую силу культуры. Так, английский – аналитический, т.е. он строится таким образом, что каждое слово в предложении занимает строго определённое место. Это создаёт чёткое, экономное мышление. Неслучайно более 50% всех научных открытий принадлежит англоязычным изобретателям. Русский же – флективный, он обладает огромной пластичностью: например, если на английском фраза «я тебя люблю» допускает лишь один вариант словосочетания, то на русском – шесть (посчитайте сами), а если учесть, что к другому у нас можно обратиться не только «на ты», как у англичан, но и «на Вы», это число возрастёт до 12. Выходит, думающий и говорящий по-русски человек совершает в 12 раз больше мыслительной работы!
Иными словами, русский «великий и могучий» от того, что несёт в себе неисчерпаемые возможности новых сочетаний, создавая уникальные предпосылки для творчества – в искусстве, науке, военном деле. Но умение творить, опираясь на богатство русского языка, – не врождённый дар, его необходимо развивать и закреплять. И нет ничего лучшего для этой цели, чем русская литература. Увы, ни чиновники, ни депутаты, принявшие закон о ЕГЭ, этого не понимают. Да, видимо, и не желают понимать. Иначе выпускной экзамен по литературе не был бы отменён. Выживет ли Россия и в XXI веке как уникальная цивилизация с нынешней системой образования?
, доктор философских наук, ЧЕЛЯБИНСК