Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 марта 2019 г.
Литература

Русской песни запевала

100 лет назад родился Алексей Фатьянов

06 марта 2019
Алексей Фатьянов

Песни на его стихи знает вся страна. Они стали уже поистине народными: «Соловьи», «Где ж ты, мой сад?», «Первым делом самолёты», «В городском саду», «Тишина за Рогож­ской заставою», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»… Они звучат в наших любимых кинофильмах и на задушевных застольях.

Но как ни называют Алексея Фатьянова песенником, он-то себя считал по справедливости подлинным поэтом и ещё до войны написал стихи «В защиту лирики»:

 

Входите,

Боитесь к поэту вы, если,

Мол, – лирик,

А к лирике нет уже сил.

Не бойтесь.

Чтоб нас не тревожили песни,

Мы Жарова с Уткиным

Не пригласим.

 

И дело, разумеется, не в пренебрежительном отношении к современникам, а в стремлении сохранить задушевную поэзию, которая не должна заглушаться бравурными песнями…

Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года на окраине города Вязники в деревне Малое Петрино Владимирской губернии. Деды Алёши занимались исконным промыслом – мстёрской росписью и льном.

Родители автора двухсот задушевных песен до революции торговали пивом, обувью, которую шили в своих мастерских, владели кинотеатром. Жили в двухэтажном каменном доме с колоннами, известном в округе как Торговый дом Фатьяновых в Вязниках. Сейчас там – Музей песни ХХ века. После революции в особняке разместилась телефонная станция. Семья Фатьяновых перебралась в Малое Петрино, где и родился Алексей, ставший четвёртым ребёнком в семье.


Здесь детей синеют взоры,

Здесь озёра, как слеза.

Из Мещёры он, из Мстёры,

Где писали образа.

 

В этих песнях – боль и гордость,

Отголоски старины.

В них Фатьянов создал образ

Нашей песенной страны.

 

Мальчик рано научился читать, увлекался разведением голубей и рыбалкой. Поэт вспоминал: «Всё своё детство я провёл среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева – вот мои верные спутники на просёлочной дороге от деревни Петрино до провинциального города Вязники, где я поступил в школу и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоёвывать мир. Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей день безумно. Но не они вскоре стали моими наставниками на литературном поприще – Пушкин, в нём олицетворялось для меня всё… Первое стихотворение написал в десять лет». Да, пушкинская простота, напевность, пластичность сквозит в строчках поэта, которые потому и стали песнями.

В 1937 году он был принят в школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. Гастролировал с театром по гарнизонам Дальнего Востока. Вскоре стал режиссёром-постановщиком Окружного ансамбля Орловского военного округа. Там же написал литературно-музыкальную композицию – «Великой родины сыны». Этот пафос поднял лирику Фатьянова на новые высоты: «Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии. Точнее – к началу войны. Только тогда я стал писать много и получал всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс. Стал писать стихи, которые узнал фронт; статьи, очерки, которые узнала армия; песни, которые узнал и запел Советский Союз», – рассказывал Фатьянов в заметке «Нечто вроде автобиографии». В первые месяцы войны с концертами объехал передовые позиции Брянского фронта, не раз писал рапорты с просьбой отправить его в действующую армию, однако руководство ансамбля отка­зывало…

Алексей Иванович, который, по воспоминаниям великого соавтора Василия Соловьёва-Седого, мог и ритм композитору навязать, и некую мелодическую интонацию, понимал, что в истинно русской песне должны быть прежде всего поэзия, словесная красота и правда.

Сорокалетний Фатьянов ещё в 1959 году – в последнем году своей жизни – написал стихотворение «Пожелание», которое кончается пророческими строчками, обращёнными к любимой:


Помашу я рукой тебе издали.

И «до скорого», как говорят…

А в красивом твоём телевизоре

Пусть все лампочки перегорят.

 

Он завещал: меньше смотрите телевизор, а больше пойте сами и слушайте талантливых людей. Ныне все заветы – попраны. Мы живём во времена постмодерна и эксплуатации советского наследия в корыстных или политиканских целях. Самоценная поэзия, возвышенная и задушевная речь – никому не нужны…


Современники вспоминают…

Василий Соловьёв-Седой, с которым Алексей Фатьянов написал немало шедевров, включая песню «Соловьи», которую маршал Жуков назвал одной из трёх лучших песен о войне (ещё – «Священная война» и «Дороги»), вспоминал о знакомстве с Фатьяновым: «Он принёс мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Стихи были свежи, трогательны, лишены литературных красивостей или стремления казаться оригинальными. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык… В стихах уже была мелодия, они пели».

Константин Ваншенкин вспоминал, что Алексей Фатьянов, который был уже всесоюзно известен, чьи песни звучали из всех радиоточек и лились с киноэкранов, очень хотел опубликовать стихи в сборнике «День поэзии». Он принёс подборку новых стихов, среди которых был и текст будущей народной песни «Когда весна придёт – не знаю…», но редколлегия их отвергла: простовато, мол. И тогда этот крупный, красивый, избалованный славой человек уронил голову на руки и заплакал.

Об Алексее Фатьянове его друг Ярослав Смеляков сказал, как припечатал: «Русской песни запевала и её мастеровой».

Тэги: Память Век 100летие Алексей Фатьянов
Обсудить в группе Telegram

Александр Бобров

Кандидат филологических наук, член правления Со... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • С надеждой на перерождение

    18.01.2025
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS