Июль. Время отпусков и банкротства организаторов путешествий. Первый раз я писала о туристических пирамидах ещё восемь лет назад («Караул. Каникулы!», «ЛГ», № 52, 2010 г.). В ноябре того года более двух тысяч российских туристов оказались заложниками в зарубежных отелях, не оплаченных компанией «Капитал Тур».
Одних оттуда вышвыривали, других не селили, а третьих не выпускали. Пока дипломаты вызволяли наших путешественников из плена, туроператор успел продать путёвок ещё почти на 10 миллионов долларов, а затем объявил, что не сможет выполнить свои обязательства, и тысячам клиентов пришлось попрощаться с мечтой встретить Новый год на берегу турецком, тайском и т.д.
Мелкие фирмы рождались и исчезали ежегодно, а после обвала курса рубля залихорадило уже и монстров. В июле 2014 года обанкротилась турфирма «Нева». Вслед за ней – «Лабиринт», «Южный крест», «Роза ветров Мир», «ИнтАэр» и ещё десяток компаний. Вывозить застрявших на курортах туристов – более 38 тысяч – пришлось ассоциации «Турпомощь». А так и не выехавшим на отдых вернули лишь от 2 до 25% от стоимости тура. И даже наличие у турфирмы «подушки безопасности» не помогло. Страховая компания «Восхождение», которая должна была выплатить компенсации туристам «Невы», сама оказалась неплатёжеспособной.
После тех банкротств ненадёжных руководителей грозились повторно на туристический рынок не пускать. Генеральный директор и учредитель «Розы ветров Мир» Ирина Крюкова даже была обвинена в мошенничестве (имея долг в 38 млн. рублей, продолжала продавать путёвки) и взята под домашний арест, однако вскоре освобождена. Потерявшие деньги туристы – о чудо! – не считали себя потерпевшими, как доказали адвокаты.
Похожий сценарий оказался и в большинстве других разбирательств: мошенничества не было, просто не рассчитали свои силы, ну а главный виновник – туристы. Покупая путёвку, мы ведь оплачиваем отдых того, кто совершил покупку раньше, а пирамиды, как известно, из-за ошибок или просчётов их строителей рано или поздно рушатся. За бронь в отелях, фрахт самолётов компаниям надо платить вне зависимости от того, все ли места они продали, так что, если поток клиентов иссяк, последним достанется лишь дырка от бублика.
Ну а угроза не пускать в бизнес однажды проштрафившихся вообще не работает. Ну не пугает никого такое наказание. Да и собственный имидж мало кого волнует. В этом году цунами на туристическом рынке началось с банкротства Polar Tour, бывшего туроператора, который, умолчав, что он теперь всего лишь субагент, спокойно продолжал продавать пакетные туры. Правда, от его действий пострадали прежде всего агентства. Взяв деньги у клиента, они честно перечисляли их в плативший большие комиссионные Polar Tour, а уже он покупал туры у операторов – организаторов поездок.
Говорят, что посредник обанкротился, потому что брал всего лишь 6–8%. Неплохие аппетиты у наших бизнесменов. Сколько же с нас дерут те, кто выступает не просто прокладкой, а действительно несёт риски?
Что будет с туристами, попавшими в историю с Polar Tour, пока непонятно. У мелких агентств свободных средств нет, туроператоры, от имени которых продавались путёвки, здесь вообще, получается, ни при чём. С кого требовать компенсацию? С посредника, финансовые обязательства которого нигде не застрахованы и ответственность за которого «Турпомощь» не несёт? Видимо, в этом случае рассчитывать можно лишь на суд и на то, что у продавца – турагента – хоть что-то есть за спиной. Им ведь может быть просто частное лицо, работающее на дому и не имеющее ни финансовых средств, ни собственности.
За последние четыре года количество туроператоров сократилось почти втрое. По мнению некоторых экспертов, банкротства нынешнего лета (о приостановке своей деятельности объявили «Премиум Тревэл Групп», «Натали Турс», DSBW-Tours, «Аврора БГ») связаны не с просчётами, возникшими из-за туристов, решивших не лететь за тридевять земель, а смотреть чемпионат дома, как объясняют туроператоры. И не из-за нехороших зарубежных отельеров, отказавшихся принимать туристов в кредит, как утверждает «Натали Турс», а из-за необходимости с 1 июля переходить на онлайн-кассы. То есть возможность скрыть число реально обслуженных клиентов сильно уменьшается, а значит, уходить от налогов станет не то чтобы невозможно – наши бизнесмены, как известно, изобретательны, – но очень сложно.
Впрочем, уже прошли слухи, что всё же разрешат ещё поработать без чеков, дабы в сезон отрасль не кошмарить. Кошмарить будут нас, клиентов. Правда, такой бизнес всё равно может рухнуть. Потому что доверие к нему окончательно пропадёт, и мы все начнём организовывать свои зарубежные поездки самостоятельно.
Людмила Мазурова
P.S. Как ни цинично это звучит для тех, кто может потерять и деньги, и надежду на отдых, но в этой ситуации есть и светлая сторона. Поедем на отечественные моря и воды и таким образом поддержим свою страну. Российские курорты в средствах очень нуждаются.