Изменился ли облик русского туриста за рубежом? Проработав более двадцати лет в Италии, могу сказать, что изменился, и довольно заметно. В лучшую или худшую сторону, судите сами.
О советских туристах долго рассказывать не стану. Почти все они были, как на подбор, – «облико морале». С неизменными палками копчёной колбасы в чемоданах и кипятильниками, которые разоряли владельцев гостиниц похлеще прожорливой саранчи, время от времени тучами налетавшей на цветущие капиталистические фермерские плантации. Люди прибывали сюда «не при валюте», поэтому за группами, конечно, приглядывали «культурные руководители» в штатском, чтобы никто из туристов от безденежного бессилия в мире соблазнительных витрин и манящего чистогана не впал в уныние и не обесчестил по простоте душевной родину.
С девяностых годов, когда СССР пополз по швам, а Россию позволили растаскивать по карманам всем, кому не лень, лицо русского туриста резко изменилось. Оно приобрело хотя и неинтеллигентный, а выраженно простоватый вид, но было не хамским и любопытным. Богатых русских парней, многие из которых не прочитали в жизни ни одной книжки, интересовало всё, включая историю Древнего Рима. Это было даже неожиданным, особенно учитывая их «профессиональную» деятельность на родине.
«Малиновые пиджаки» внимательно слушали гидов, задавали вопросы об императорах, античных руинах, скульпторах, художниках и, что странно, не спешили в ближайшую пивную. В те времена Европа, да и вообще заграница, судя по всему, казались этим ребятам привлекательно не освоенными ими просторами. И они жадно впитывали этот удивительный незнакомый мир, учась цивилизованному бизнесу и моде.
Вспоминаю такую картинку. Как-то в году девяносто шестом, когда в России уже бушевала безудержная демократическая вакханалия, я приехал в римский аэропорт встречать прилетевшего из Москвы коллегу. У парапета в зале прилёта заметил накачанных бритоголовых парней в чёрных майках и дорогих, с иголочки, костюмах от Армани. Все – строго трезвые. Молодые люди общались между собой по-русски. Они тоже кого-то ждали. Потом я узнал, что это была бригада одного известного русского авторитета, поселившегося в Италии, под Римом.
Так вот один из них звонил кому-то по мобильному телефону, судя по всему в Москву, и с восхищением делился впечатлениями. Передаю дословно. «›... Шеф вчера организовал нам, ну эту, культурную программу. Блин, гадом буду, посмотрели Колизей там, Пантеон, эту церквуху Святого Петра, где папа римский тусуется. Не, братан, те надо приехать, такого ты ещё не видал! В Пантеоне на потолке, слышь, дыра метров десять, а дождь туда не попадает! Чума!»
Словом, строфа из песни Высоцкого: «Засосал стакан – и в Ватикан!» – практически переставала отвечать действительности.
И эти ребята бросились познавать и завоёвывать Италию. Сначала итальянцы радовались тому, что русские в отличие от скупых немцев, британцев или американцев не считают монет. Но эта эйфория скоро прошла. И не потому, что русские перестали сорить деньгами. А потому, что местные жители начали страдать от этой безграничной щедрости. К примеру, в курортных местах под Римом, где наши, не торгуясь, направо и налево скупали дома и виллы, в ресторанах давали немыслимые чаевые, а в магазинах не брали сдачи, цены на всё взлетели до небес. Теперь в этих местах простым итальянцам делать нечего, поскольку даже минеральная вода и хлеб там им не по карману!
Но вернёмся опять к обыкновенным туристам. Вот что мне рассказала гид, которая водит наши группы по Риму более десяти лет:
«Да, раньше приезжали новые русские. С интересом слушали. И, порой проглатывая мат, восхищались! Однажды я проводила в Сикстинской капелле индивидуальную экскурсию. Рассказывала о сценах, написанных Микеланджело, и показала на персонаж, который падает в ад. И вдруг одна женщина закрыла ладонями лицо и воскликнула: «А ведь он туда летит и думает: ё... твою мать!» Это было сказано с таким чувством, что я поначалу даже не обратила внимание на ненормативную лексику.
А совсем недавно работала с группой довольно обеспеченных русских, но, судя по всему, уже из, так сказать, среднего класса. Они приехали в Италию из Москвы по каким-то коммерческим делам, но экскурсию заказали. Так вот, начальник и его заместительница явились с большого похмелья. Дама на нетвёрдых ногах подошла ко мне, пренебрежительно окинула оценивающим взглядом и спросила: «Ты – русская? Понятно! Значит, удалось за итальянца выскочить? А ведь ихние мужики все страшненькие. И муж твой, поди, такой же? Да и бабы у них – крокодилы!»
В общем, дыхнула мощным патриотизмом! Мне сразу стало ясно, с кем имею дело, поэтому промолчала. А что тут ответишь, тем более экскурсию они оплатили. Бывают группы из глубинки, от них хамства никогда не услышишь. Таким с удовольствием рассказываешь о Риме. И, как правило, они – самые благодарные слушатели».
Кстати, вот ещё о чём хочу сказать. Мне, например, довольно часто приходилось слышать от побывавших несколько дней на Апеннинах туристов, что здесь невкусная и простенькая кухня. Мол, одна паста, а борща не дают!
Такое я слышал неоднократно. Сначала ужасно этим возмущался, спорил и пытался доказывать обратное. А потом перестал. Во-первых, потому, что в Италии и в самом деле борща нигде не нальют, коли его здесь в природе не существует. А во-вторых, потому, что считаю подобные претензии глупыми и бессмысленными, поскольку искренне не понимаю, зачем тогда вообще люди едут в Италию. Чтобы борща поесть? Так ведь без тревог на таможне и границе, без самолётов и гостиниц, цены на которые, кстати, кусаются, это можно без проблем сделать в любой точке необъятных просторов России, как говорится, не сходя с места. Или я не прав?
Мне всегда наивно казалось, что коль едешь в какую-нибудь страну, так именно для того, чтобы полностью окунуться в её жизнь: посмотреть, попробовать, потрогать, понюхать и послушать. Словом, чтобы познать незнакомое. В противном случае надо сидеть дома и никуда носа не казать.
А кухня в Италии действительно замечательная, вкусная и очень здоровая. Сотни разнообразных блюд из пасты, свежей рыбы, ракушек, парного мяса, зелени и фруктов. И полезнейшее красное вино. Не зря же итальянцы считаются долгожителями не только в Европе, но и во всём мире. Средняя продолжительность жизни у мужчин тут 77 лет, а у женщин – 82. Недавно, например, один старичок, которому стукнуло 100 лет, сдал экзамен на водительские права. А другой сыграл свадьбу в свои 109. Правда, невеста была помоложе. Ей только 98 исполнилось. Это о чём-то говорит?
Поверьте, вкусно и недорого поесть в Италии можно где угодно, достаточно отойти от туристических маршрутов и заглянуть в любой переулок. Заходите в первый попавшийся ресторан или пиццерию, где сидят итальянцы, а не иностранцы. Не ошибётесь. Кстати, настоящую пиццу – на дровах – в Италии готовят только после восьми часов вечера. Днём печи даже не разжигают.
И ещё. Многие возмущаются, когда им приносят кофе в маленьких чашечках, в которых напиток налит на донышке. «Не уважают!» – ворчат они. Но ведь итальянцы только так и пьют кофе. Поскольку он очень крепкий. Подкрашенную воду дают в Америке, а не в Италии. Да и не выпьешь большую чашку настоящего кофе. А если выпьешь, придётся «скорую» вызывать. А могут ведь и не откачать…
И нигде не просите растворимого кофе. На вас посмотрят, как на варваров.
Рассказав немного об этих случаях, хочу подчеркнуть, что ныне в Италию в основной своей массе всё-таки едет русский турист образованный, начитанный и знающий. Словом, почти тот же, что и прежде, – «руссо туристо – облико морале!».
, собкор «ЛГ», РИМ