Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Рустам ИБРАГИМБЕКОВ: «У наших фильмов есть свой зритель. Это подтверждает устойчивый интерес к российским телесериалам»

01 января 2007

ОТКРОВЕННО

Известный сценарист, лауреат многочисленных премий и наград в области кинематографии, заслуженный деятель искусств России Рустам ИБРА­ГИМБЕКОВ размышляет не только о специальной программе правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов.

– Рустам Ибрагимович, почему так: у нас есть замечательные фильмы, но увидеть их российский зритель не может, их не показывают.

– Наше государство в начале 90-х годов повело себя абсолютно безответственно по отношению к кино. Кинотеатры, по сути, были отданы во владение директорам, а поскольку у тех не было средств для нормального содержания и эксплуатации помещений, то они вскоре были приватизированы и оказались в руках бизнесменов, ориентированных на получение максимальной и стабильной прибыли. А такую прибыль им могут гарантировать только американские фильмы невысокого качества, которые можно получить в любом количестве. У нас же сегодня производится так мало собственных фильмов, что они не смогут заполнить экраны существующих кинотеатров.

При этом их количество и в столице, и в стране должно быть заметно увеличено. Только тогда можно будет сориентировать часть этих кинотеатров на более активный показ национальных фильмов, помогая им льготным налогообложением, как это делается во многих странах.

Всеми этими проблемами должно заниматься государство, используя рыночные механизмы. Кино – достаточно выгодный бизнес, и при определённой финансовой и организационной поддержке со стороны государства имеющаяся ситуация изменится в лучшую сторону.

Можно уповать, конечно, на рыночные механизмы, рассчитывая, что рано или поздно конкурентоспособное российское кино начнёт вытеснять с массового экрана американские фильмы. Но на это уйдут десятилетия. Так хотим ли мы, чтобы за это время общество понесло огромный идеологический урон, если ещё несколько поколений вырастет на массовой американской продукции?

В картине о временах Ивана Грозного роль боярской дочери Елены Морозовой сыграла актриса Виктория РайковаСегодня можно с уверенностью сказать: если в Москве появятся хотя бы пять-шесть кинотеатров, постоянно показывающих национальные фильмы, у них будет свой зритель. В них можно будет демонстрировать российские, европейские фильмы и ленты из бывших республик СССР. Я почти двадцать лет возглавляю Конфедерацию союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии и знаю, что интерес к национальному кино у наших зрителей не снижается, была бы лишь возможность его посмотреть.

В столице много лет успешно функционировал единственный кинотеатр национального фильма – «Дом Ханжонкова», расположенный на площади Маяковского. Но его отняли государственные чиновники. Там сейчас работает очередной ресторан. Куда мы только не обращались, но безрезультатно, победила жажда денег.

– Получается, государство не заинтересовано в национальном кинематографе?

– От имени государства выступают чиновники, и их личные интересы подменяют подчас государство и государственный интерес. И вообще это явление повсеместное, выходящее далеко за рамки кинематографической сферы. Примерно с середины XX века миром управляют посредники. В результате, к примеру, не писатель и не читатель определяют, какие книги издавать, а коммерсанты от книжного бизнеса. Между зрителем и создателем фильмов стоят прокатчики, и именно они определяют, какие фильмы надо пускать на широкий экран. То же самое происходит и в других сферах человеческой деятельности.

Возвращаясь к проблемам отечественного кинематографа, хочу напомнить, что в советское время, с точки зрения государственных интересов, он функционировал гораздо эффективнее: тогда наше кино ежегодно зарабатывало около 1 миллиарда рублей, что по тем временам было не меньше миллиарда долларов. Из них 200 миллионов возвращалось в кино: на кинопроизводство, образование и т.д. – на всё. На эти же деньги покупали иностранные фильмы, примерно 10 американских, 20 европейских и 20 – из стран народной демократии. Вместе с нашими фильмами они собирали тот миллиард, из которых 800 миллионов живых денег шли на зарплату учителям, врачам… Эту систему мы разрушили, не создав взамен ничего эффективного.

– Так что делать-то?

– Государство должно активно вмешаться в сферу кинопроизводства и проката, не национализируя кинематограф, а помогая становлению жизнеспособного национального кинобизнеса. Как это делает московское правительство, заказывая телевизионные фильмы для собственного канала. В прошлом году моя кинокомпания произвела по этой специальной программе четырёхсерийный телефильм с очень интересной трактовкой образа Ивана Грозного в исполнении Олега Долина.

В этом году известный телевизионный продюсер Юрий Мацюк инициировал создание четырёхсерийного телефильма о лётчиках, действие которого происходит в 1943–1944 годах. И опять это по специальной программе московского правительства.

Геннадий ШАЛАЕВ

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Шалаев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS