«Город астероидов» – это новый продукт авторского кино-конвейера Уэса Андерсона. Создан он по уже многократно обкатанной режиссёром формуле сочетания фирменного визуального стиля со сказочным по форме, но чаще всего взрослым по содержанию подходом к повествованию. Посмотрев залпом несколько работ Андерсона, вы либо согласитесь с тем, что стабильность – признак мастерства, и войдёте в число почитателей режиссёра, либо увидите за всей этой ширмой из авторского почерка лишь стагнирующий механизм, монотонно воспроизводящий одно и то же.
В целом в «Городе астероидов» всё очень типично для фильмографии режиссёра. Сюжет, если и есть, то, как говорится, где-то там, на задворках. История существует в двух плоскостях. В реальном мире герой Брайана Крэнстона в рамках своего шоу рассказывает о пьесе «Город астероидов», о нюансах работы над постановкой и её создателях. Большая же часть хронометража отведена второй линии – событиям самой пьесы. Сложно сказать, о чём сие произведение: в нём поднимается такое количество тем (от критики американского милитаризма до утраты близкого человека), что общая картина в совокупности от этого кажется бессмысленной. Создаётся впечатление, что многие сцены и персонажи в сценарии там просто потому, что они там есть. Это иронично высмеивает и сам Андерсон устами главного героя «Города Астероидов» в исполнении Джейсона Шварцмана. Актёр, играющий Огги в пьесе, не понимает, зачем его герой нарочно обжёг руку. А кинозвезда Мидж Кемпбелл (Скарлетт Йохансон) не может дать окружающим ответ, откуда у героини, к роли которой по сюжету пьесы она готовится, фингал под глазом. Да и пришелец, зачем-то крадущий астероид, а потом зачем-то возвращающий его, олицетворяет как раз эту необъяснимую данность. Всё это своеобразный ответ Уэса Андерсона критикам, которые постоянно уличают его произведения в дисфункциональности некоторых эпизодов и бесполезности доброй части персонажей. У Андерсона далеко не каждое ружье, что висит на стене в первом акте, выстреливает в третьем. На самом деле «Город астероидов» (равно как и другие его работы) про то, что наша жизнь есть сочетание порядка и хаоса. С одной стороны, в кадре у Уэса всегда царят симметрия и центрирование, из-за чего всё кажется искусственным и ненастоящим. С другой стороны, происходящее и проговариваемое в кадре зачастую абсурдно и бессмысленно. Как ни странно, но «Город астероидов» действительно можно назвать вершиной творчества Андерсона. Все присущие ему составляющие и формалистские приёмы здесь возведены в абсолют, доведены до совершенства, но вместе с тем с экрана впервые сквозит межстрочная авторская рефлексия.
По уже устоявшейся традиции в картине снялось огромное количество голливудских звёзд. Для некоторых (Том Хэнкс, Скарлетт Йохансон) это первый опыт работы с режиссёром, но, кроме всего прочего, также из прошлых картин перекочевал и костяк «любимчиков» (Джейсон Броуди, Тильда Суинтон, Джейсон Шварцман). Разве что Билла Мюррея, завсегдатая у Андерсона, не было.
«Город астероидов» определённо придется по душе тем, кто уже знаком с фирменным стилем режиссёра и его подачей истории. Неподготовленному же зрителю, скорее всего, фильм покажется излишне перегруженным ненужными деталями и, вероятно, попросту скучным.