Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ряд обрядов

01 января 2007

МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ

Из кубрика актуального искусства в открытый океан мифа

Кадр из фильма Drawing Restraint 9Одним из спецпроектов Второй Московской биеннале стал показ видеофильмов «великого и ужасного» Мэтью Барни – американского художника, признанного прессой «мегазвездой contemporary art`a», а также создателем «первого по-настоящему выдающегося творения в сфере кино, сделанного в контексте изобразительного искусства, после «Андалузского пса». Программа под простодушным лирическим названием «6 вечеров с Мэтью Барни» имела успех: немаленький зал кинотеатра ЦДЛ заполнялся каждый вечер, и зрители не уходили с сеансов. В то время как ещё два года назад во время демонстрации, собственно, и сделавшего Барни знаменитым пятичастного цикла «Кремастер» в рамках Московского кинофестиваля залы были полупустые, а осенью 2006-го на просмотры в Государственном центре современного искусства собирались только специалисты по контемпорари- и видеоарту. С третьей попытки Москва была «взята»: VIP-гости, студентки с собачками, гламурные девушки, молодые и не очень дизайнеры, редакторы глянцевых журналов и даже современные российские художники (!) покорно отсиживали многочасовые сеансы. Успеху, вероятно, способствовали анонсирующие статьи, восклицавшие: «К нам едет Мэтью Барни – муж певицы Бьорк!» Радикального экспериментатора позиционировали в соответствии с торжествующими законами массовой культуры, и потому особенный успех достался фильму Drawing Restraint 9, в котором главные роли исполнила как раз сама звёздная супружеская пара.

Под гипнотическую музыку Бьорк герои нового мифа Барни отправляются на японском китобойном судне в море, где проходят ряд последовательных обрядов-посвящений – омовение, стрижка – вплоть до выбривания бровей, макияж, облачение в кимоно из шкур морских животных, чайная церемония – и наконец в финале чудесно преображаются. В каюте, наполненной жидким вазелином (любимый материал Барни-скульптора), большими ножами для разделки китов они отсекают друг другу ноги, а затем на общем плане зритель видит, как от корабля отплывают два, водоплавающих животных, кажется кита.

В словесном пересказе всё это может показаться по меньшей мере странным, но длинный медитативный, наполненный метафорами и тайными знаками фильм чарует и «обволакивает». Зритель легко попадает под магию многочисленных малообъяснимых непосвящённому ритуалов, как это принято в масштабных проектах актуального современного искусства. В интервью Барни говорит, что его не заботит частое цитирование его визуальных находок в голливудских блокбастерах, и он не кокетничает: Drawing Restraint 9 – самодостаточное визуальное произведение, вполне новаторское не только по эстетической выразительности, но и по глобальному идеологическому посылу, а значит – бездонный источник для цитирования и плагиата. Художник сочинил и воплотил не только собственный образный мир, но на пересечении агрессивных медиавизуальных стратегий и древнейших японских ритуалов сотворил миф.

О чём он – о возвращении ли человека к природе, о пути ли назад через «рисование границ» (примерно так переводится название фильма), – формулировка эта сейчас не так уж и важна. Её предстоит определить будущим мифологам. Куда важнее, что столь сложное произведение «нашло отклик» в современной Москве, несмотря на неподготовленную в целом публику, на обычный – хотя и несколько «продвинутый» – кинозал, несмотря на то что столичные арт-критики в немногочисленных рецензиях обвинили Барни в причастности к поп-культуре, тем самым закрыв для обсуждения тему влияния этих знаковых показов на публику и арт-сообщество.

Ведь в ситуации, когда московский арт-рынок бурно растёт и люди готовы платить деньги за картины, чтобы украсить ими стенки своих коттеджей и повысить покупкой модного произведения свой статус, когда от Айвазовского потянулись к Виноградову и Дубосарскому и даже к инсталляциям «Синих носов», – «6 вечеров с Мэтью Барни» смогли совершить подобие прорыва в незнаемое. На волнах «модного» и даже «гламурного» на судне, формально идущем под успешным кинематографическим флагом, выразительным картинам (в обоих значениях слова) удалось продемонстрировать возможности подлинного, «настоящего» современного актуального изобразительного искусства.

Использованные в Drawing Restraint 9 матресурсы – китобойное судно, тонны вазелина, качественная запись саундтрека, работа с массовкой, дорогостоящая аппаратура и т.д. – пока, наверное, ни в одного из наших художников не вложено столько инвестиций, сколько пошло на реализацию этого нового мифа.

Японское китобойное судно, залитое вазелином посреди океана, – вполне подходящее место для рождения мифа. Стал ли местом рождения мифа о всесильных возможностях современного искусства кинозал Дома литераторов – покажет время. Ясно то, что общедоступный (бесплатный) показ, многократно (ритуально) повторённый в тысячном зале, сам по себе явился чудом. Организаторы будто бы инициировали москвичей самим этим показом, проложив прямую и ясную дорогу к современному искусству с большими бюджетами, искусству, которое творит чудеса, создавая мифы ХXI века. А поняли или нет посвящённые, во что их посвятили, – пока не суть важно.

Обсудить в группе Telegram

Нина Боева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS