На Первом канале в канун праздника Победы прошёл очередной выпуск сериала «По законам военного времени», а на «России» 9 мая – «Через прицел» (режиссёр Сергей Коротаев). Оба производства кинокомпании Star Media, которая специализируется на картинах о войне.
Первая – криминальная с налётом гламура жвачка, имеющая мало отношения к войне и подвигу советского народа, – о приключениях парочки военных юристов, которые расследуют запутанные, но отнюдь не военные преступления. И сериал «Через прицел», как могло показаться поначалу, из того же ряда: та же «дешевизна» в декорациях городка, где живёт команда девушек-снайперов, да и натура, куда бойцы выезжают на войну, как на работу, тоже не меняется. Вроде такого же уровня сериальный продукт, но...
Что же заставило относиться к сериалу иначе? Самоотдача и серьёзность, с которой актёры (в данном случае актрисы) отнеслись к исполнению своих ролей. Они, за исключением Полины Пушкарук, которая снимается уже давно и много, дебютировали в больших ролях. Это в первую очередь Василиса Семашкова (на фото). Что бы в фильме ни происходило, может быть, вызывающее раздражение зрителей (сценарий вызывает много вопросов), но когда она появляется в кадре, о сценарных шероховатостях забываешь, актрисе веришь и за ней начинаешь следить. Это же касается дебютантки Александры Милёшиной, самой юной из актрис, а здесь сыгравшей женщину с драматической историей. И все они (в том числе Мария Баева и Екатерина Смирнова) – как будто с военных фотографий. Островки правды, которых в этом фильме немного, но всё же они есть.
Таких героинь, как в сериале «Через прицел», в «Молчании» (режиссёр Дмитрий Петрунь), что показан на Первом канале, нет, хотя эта мистическая криминальная драма о послевоенном времени, судя по картинке, профинансирована гораздо щедрее и сделана куда более мастеровито. Но – ни уму ни сердцу.
Нужно быть очень оторванным от жизни страны и очень далёким от народных интересов, чтобы в наше тревожное время, которое многие переживают очень тяжело, кормить зрителей столь мрачным нуаром и нагнетать кошмары и ужасы. К тому же лживые и грязные. Настроение в стране в 1947 году было совсем другое. Главным содержанием первых лет послевоенной эпохи был не преступный хаос, творимый криминалом, а восстановление разрушенного нацистами народного хозяйства. Созидание, а не кровавый беспредел, ставящий в тупик угрюмые правоохранительные органы, на помощь которым приходит главный герой сериала.
Видимо, телезрителям ещё долго придется «кушать» «довоенный» кинематографический продукт, сделанный ещё по стандартам, не учитывающим кардинальных перемен, произошедших в стране в связи со специальной военной операцией. Но не замечать этих перемен нельзя. Необходимо учитывать настроения в обществе, а может быть, формировать их. И тут ТВ может и должно сыграть важную объединительную роль. Особенно телевизионный сериальный кинематограф, который оперирует художественными образами, и потому воздействие его может быть куда более сильным, чем любые правильные слова и декларации.
Теперь смысл существования телеканалов не в яростной войне друг с другом за рекламные деньги посредством механизмов рейтинга, а в консолидации нации, мобилизации ресурсов страны в противостоянии западным санкциям и военным угрозам.