Не стало Петра Васильевича Палиевского, писателя, литературного критика, легендарного литературоведа философской ориентации (или, как любил говорить сам Пётр Васильевич, «литературоведа с философской ориентацией»).
Пётр Палиевский (1932– 2019 гг.) был уникален во всём и благодаря своему творчеству воспитал целую когорту независимо мыслящих личностей. Он учил любить печатное слово во всех его проявлениях, исподволь воспитывая того русского читателя, на котором зиждется великое русское Слово. А оно ежечасно спасает и в конце концов спасёт наш раздираемый противоречиями мир. Пётр Васильевич ушёл из жизни, как сказал бы его любимый Василий Васильевич Розанов, «внезапно и вдруг», оставив в нас полное недоумение – как жить дальше в этой жизни «без Палиевского»…
Диапазон его знаний и устремлений был огромен и непредсказуем.
Заметным явлением стали его выступления против «сайентизма», в том числе марксистского, предполагающего исключительное подчинение человеческой мысли и деятельности данным науки (работа «Мера научности», 1966). По убеждениям Палиевского, центральная истина мира выявляется его саморазвитием, несравнимым по глубине с показаниями наличного знания. Эта истина «ни за кем автоматически не закреплена» (работа «Шолохов и Булгаков») и нуждается в постоянном её возобновлении среди постоянно действующего распада. Незаменимую роль в восстановлении истины играет литература высших классических образцов, особенно наглядно – в России (статьи «Пушкин и выбор русской литературой новой мировой дороги», 1974; «Открытия Уильяма Фолкнера», 1965; «Мировое значение Шолохова», 1973; «М.А. Булгаков», 1999 и др.).
Палиевский исследовал суверенные отличия художественного образа от логических и других аналитических форм мысли (статьи «Внутренняя структура образа», 1962; «Художественное произведение», 1965). Применительно к литературе Палиевский развил оригинальную теорию ценностей, соотносимых с критерием художественности (книги «Русские классики», 1987; «Движение русской литературы XIX – начала XX в.», 1988, 1989). Из собственно философских или литературно-философских работ Петра Васильевича выделяются статьи «К 90-летию А.Ф. Лосева»; «В.В. Розанов», 1989; «Розанов и Флоренский», 1987; «К понятию гения», (1969). В социально-исторической перспективе Палиевский отстаивает необходимость союза социализма и веры. Он организовал на эту тему два семинара на о. Капри (1989, 1990) и международную дискуссию в ИМЛИ АН СССР. Выступал с лекциями в университетах Европы, Китая, Японии, США; был лауреатом премий Н.А. Добролюбова (1990), Ф.И. Тютчева (2005), Фулбрайта (1994), членом Общества Гёте (Веймар), доктором филологических наук (1992).
Всем своим творчеством Пётр Васильевич Палиевский спасал отечественного культурного обывателя от «духовного Макдоналдса», низводящего русского человека до блудливого состояния «среднего европейца», полностью солидаризируясь в этом случае с пророческими предупреждениями К.Н. Леонтьева. Он учил нас понимать русский текст, который на поверку оказывался чем-то большим, нежели просто средством коммуникации, неким пропуском в иную реальность, которую я бы назвал «миром Палиевского». Его спокойная мудрость спасала колеблющуюся и мятущуюся интеллигенцию, подарив ей вечные ориентиры, которые всегда отстаивал Великий Палиевский, верный рыцарь филологии.
Алексей Налепин,
историк, филолог, сотрудник ИМЛИ РАН