Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 сентября 2014 г.
  4. № 35 (6477) (10.09.2014)
Библиосфера

С больной головы

10 сентября 2014

Геннадий Каневский. Поражение Марса. – Нью-Йорк: Издательство «Айлурос», 2013. – 80 с. – Тираж не указан.

Если в голове автора находится больше, чем написано в его книге, то остаётся только посочувствовать обделённому читателю. Но это ещё полбеды. Случается такое, что, открывая книгу стихов, ничего, кроме головы автора, в ней не обнаруживаешь. Перелистываешь страницы: одну, другую, третью – и везде голова. Торчит прямо из трещины разворота и, подпираемая накрахмаленным воротничком, вопросительно смотрит на тебя маленькими блестящими глазами: дескать, что тебе надобно, друг мой? С испугом захлопываешь книгу, отбрасываешь её в сторону и, перекрестившись, на выдохе произносишь: «Свят-свят-свят».

Надо отдать должное скромности Геннадия Каневского, который, видимо, предчувствуя страх читателя, могущий возникнуть в процессе чтения его книги «Поражение Марса», убрал с обложки информацию о том, что в ней попадаются стихи. А стихи попадаются. Об этом нам сообщает Николай Звягинцев, написавший вместо предисловия несколько хвалебных строк в адрес автора. Как ни странно, и он начинает свою речь с цитирования строчек из книги Геннадия Каневского, где упоминается голова невероятных размеров:

человек идёт вдоль проезжей любви

на закат на левый берег невы

он в тени своей головы

В книге прослеживается влияние европейской литературы полуторавековой давности. К начатому Шарлем Бодлером и продолженному Артюром Рембо и Полем Верленом изучению и, как следствие, воспеванию низменных желаний оторванного от социума человека автор «Поражения Марса» добавляет новую составляющую, а именно, то, как меняется личность отдельно взятого индивидуума под воздействием на него общества. Человек у Каневского – всего лишь часть огромного организма, не способная двигаться, чувствовать, принимать решение без согласия на то высшего разума. Высший разум (голова) по автору – это и есть так называемый социум:

над нами в небе дремлет бог

свернувшийся в клубок

Примечательно, что все видоизменения личности Геннадий Каневский рассматривает в контексте исторических событий, происходящих в России в прошлом веке. Его совсем не беспокоит время нынешнее. Сегодняшнее пока ещё не прописано в школьных учебниках, поэтому неоткуда черпать отношение к нему, подстраиваться под «генеральную линию», а своего видения автор лишён, иначе бы он так изящно не прятался в обноски французских символистов. А символизм плавно перетекает у него в затхлое диссидентство:

в подвалах твоей лубянки

весёлых цветных подвалах

меня защекочут насмерть

когда я приду сдаваться

Каневский как автор стихотворных текстов – выходец из Сети. Воспитанный первым (в основной своей массе состоящим из офисных работников) поколением сайта Стихи.ру, благодаря своей гибкости и умению говорить нужные слова нужным людям, пожимать нужные руки в нужное время в настоящий момент постепенно выбивается в лидеры бумажных публикаций. При этом он как бы намекает своими текстами, что всё по-честному, иначе и быть не может, чужие тут не ходят:

сообщников было двое

здесь не может быть третьих

Заслуг в литературном и окололитературном мире Каневский не имеет, зато является лауреатом нескольких поэтических конкурсов и – внимание офисному планктону! – редактором корпоративного журнала. Очень чувствительным редактором, надо заметить:

жизнь моя третий лишний

смерть легка и мгновенна

эти дурацкие вирши —

государственная измена

На реальную измену графоманские вирши явно не тянут. Но главное же – оповестить рукопожатную общественность о том, что ещё один борец с режимом готов на всё ради славы:

я продам свою родину

за прокачку до третьего уровня

Однако «прокачавшись до третьего уровня», Каневский всё равно не видит себя вне толпы. Следует за ней, почти как летописец, с блокнотом в руке, и записывает в рифму лозунги, то и дело вылетающие из её остервенелого горла, которые потом выдаёт за свои собственные идеи, не преминув присобачить к толпе эпитет «молчаливая», заботливо прислоняя себя к рупорам эпохи, искусно нагнетая зловещую атмосферу. Непонятно только, к рупору какой эпохи? Но это вопрос риторический.

Следует отметить версификационный уровень Каневского. Он умеет искусно подать подделку, так, чтобы она выглядела подлинником. Сравнимо с дородной официанткой, которая, виляя бёдрами, обслуживает дальнобойщиков в дешёвой забегаловке у дороги – приносит порцию варёных сосисок. Непременно вкупе с зелёным горошком и томатным соусом. Понятно, что срок годности сосисок давно истёк, но бёдра же виляют…

Книга изрядно запоздала и воспринималось бы куда значительнее, будь она издана в середине восьмидесятых, начале девяностых двадцатого столетия, когда была особая мода на предательство. Но ознакомиться с ней нужно, хотя бы потому, чтобы стало ясным, какие стихи не стоит писать – театральный нафталин, хранящийся в одной банке вместе с надуманной злободневностью да провокационными высказываниями.

Оформлено «Поражение Марса» слишком претенциозно. В названиях текстов встречаются иностранные словечки, зажатые в квадратные скобки. Всё это будет интересно политизированной молодёжи, бледным дамам преклонного возраста и литературоведам – как повод написать статью. Только где здесь поэзия? Одна голова. Да и та не совсем здоровая.



Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Артис

Дмитрий Артис (настоящее имя Дмитрий Юрьевич Кр... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS