Композитор Игорь МАТЕТА уже много лет работает в жанре популярной музыки. Его произведения звучат и в эстрадном исполнении, и в кино, и в качестве музыкального сопровождения цирковых номеров. Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Лев Лещенко, Маша Распутина, Ярослав Евдокимов, Лада Дэнс и многие другие известные исполнители поют его песни. Он многократный лауреат телефестиваля «Песня года». В 2002 году стал инициатором создания Губернаторского фестиваля патриотической песни «С чего начинается Родина». О современной песне, о новом патриотическом фестивале искусств и о многом другом – наш сегодняшний разговор с композитором.
– Что сейчас происходит с песенным жанром в России? Что удручает, что радует?
– Песенный жанр находится сейчас в очень непростой ситуации. После развала Советского Союза профессиональные авторы утратили возможность творческой реализации, попали в сложные моральные и материальные условия. Им стало неинтересно сочинять песни. При советской власти в обществе было понимание, что массовая песня – это важный вид искусства, мощнейший инструмент формирования общественного сознания. На уровне государства понимали, что массовой песней надо заниматься. Были музыкальные редакции, которые и «рулили» политикой в области песни. Там было немало минусов, но благодаря этой структуре появлялось много новых ярких, красивых песен. По-настоящему популярных. Если взять и проанализировать «Песню года» до 90-х годов, то там все песни были действительно популярные. Они были востребованы и в концертных программах, и на танцах, и в кафе… Люди хотели их слушать. А когда за деньги стало возможно поставить в эфир всё что угодно, талантливые авторы фактически из жанра ушли. Последствия всего этого мы сейчас и наблюдаем в виде некачественных произведений в эфире. И тем не менее среди тех, кто сейчас влияет на медиарынок, появилось движение в сторону талантливых авторов и песен. Вот Первый канал объявил конкурс среди авторов на создание песни к «Евровидению», радио «Шансон» серьёзно озабочено поиском новых песен «с человеческим лицом», есть и другие обнадёживающие примеры. В советское время был создан уникальный жанр массовой песни. Популярность тех песен и сегодня высока. Ретростанции, которые их крутят, занимают уверенные позиции. В Японии, Корее, Китае и сегодня очень популярны советские произведения. Песни уровня «Есть только миг между прошлым и будущим...» могут появиться, если принципиально изменится отношение к песне со стороны государства. Нельзя забывать, что песня может выполнять как созидательную, так и разрушительную работу. Каждое серьёзное государство просто обязано заботиться о том, что поют и слушают его граждане. Очень хорошо об этом в своё время сказал в статье «Песней по жизни» Юрий Поляков.
– Каково ваше отношение к художественным советам, которые существовали в советское время и вызвали в свой адрес немало критики?
– Приём с переносом ударения в песне допустим, но это должно быть красиво и уместно. Если смешная песня – почему не усилить её? И Чайковский использовал этот приём. Увы, порой попадаются просто безграмотные строки. Вот с этим мириться нельзя. Худсоветы – вещь, может быть, и не лишняя, но как их сейчас возобновить? Это нереально. У представителей медиаканалов и радиостанций сегодня иные принципы принятия решений о постановке песни в эфир. Художественная ценность произведения там не главное. На первом месте здесь стоит финансовый интерес. Да, произведения, которые проходили через худсовет, хуже не становились. Скорее, качество материала возрастало – ведь здесь были профессиональные поэты, композиторы, музыканты… Только обратного пути нет, надо искать новые подходы. Да, у меня есть предложения на этот счёт, я их предварительно озвучил в федеральном Министерстве культуры. Там оценили предложения, работа идёт. Цель моих предложений – сделать так, чтобы поднять художественный уровень произведений, попадающих в эфир, с учётом реалий сегодняшнего дня.
– Игорь, песня – коллективный вид творчества. Успех в равной мере зависит от усилий и поэта, и композитора, и исполнителя, и даже аранжировщика… Как со всеми найти общий язык?
– С соавторами мне всегда очень везло. Практически со всеми классиками я успел поработать: Львом Ошаниным, Игорем Шафераном, Михаилом Таничем, Анатолием Поперечным, Андреем Дементьевым, Николаем Зиновьевым… Но самым для меня близким учителем стал Леонид Дербенёв. Я многому у него научился.
И хотя кто-то говорит, что общаться и работать с Леонидом Петровичем было весьма непросто, не соглашусь… Общаться с ним было одно удовольствие – это был неиссякаемый фонтан остроумия. После Дербенёва я очень долго находился в поиске. И вот моё последнее творческое приобретение – поэт Сергей Каргашин. Кто слушает радио «Шансон», наверное, обратил внимание на песню «Погоны офицерские» в исполнении группы «Весна». А недавно мы с Сергеем написали ещё одну песню – «Формула счастья». В работе с Каргашиным нахожу продолжение той линии, которая была у меня с Леонидом Петровичем Дербенёвым.
– С чего начинается песня, как приходят творческие открытия?
– У профессионального человека должна быть мотивация. Договор или контракт является очень яркой мотивацией. Сейчас с этим непросто. И мне пришлось выступить в роли продюсера – создать из красивых поющих девушек свой коллектив. Он называется «Весна». Получается, я и заказчик, и исполнитель. Такая же история и с кино. Я написал музыку к ряду фильмов и сериалов. К фильму «Аферы, Музыка, Любовь» (режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич) с Леонидом Дербенёвым мы написали восемь песен. Потом были телесериалы «Всегда говори всегда» и «Всегда говори всегда – 2» (режиссёр Алексей Козлов), которые стали в 2003 году лауреатами ТЭФИ. Когда есть договор с продюсерской компанией, тогда и сочиняется веселее. А если копнуть глубже – никто не знает, КАК сочиняются стихи или музыка. Это волшебство. Надо пробовать – и, быть может, тебе повезёт…
– Игорь, а как песня попадает к исполнителю? Вы пишете под кого-то конкретно или потому, что пишется, а потом уже показываете артистам – подойдёт, не подойдёт?
– Никогда особо не задумывался о том, как и к кому моя песня попадёт. Вот, например, была у нас с Дербенёвым Маша Распутина. И были песни «Живи, страна», «Я такой не была», «Ты меня не буди»… Потом я работал с Ярославом Евдокимовым. И появились «Только ночь», «До дна» и другие песни на слова Владимира Степанова. Написать песню, а потом думать, кто же её споёт, – у меня так не бывает. Позвонил мне Николай Зиновьев, прочитал стихи о России и Белоруссии «Две Руси – две сестры» – я тут же написал музыку. В итоге песню исполнила Маша Распутина на «Славянском базаре». И всё же песни, написанные в никуда, обычно так и остаются неспетыми.
– Какие книги читаете?
– С удовольствием перечитал «Преступление и наказание» Достоевского. Из поэтов, к кому возвращаюсь довольно часто, – Пушкин и Есенин. По сюжету «Пиковой дамы» мы с Андреем Моренным даже написали комикс-оперу. Надеюсь, мы её ещё поставим. В создании либретто участвовал Вячеслав Гордеев, известный балетмейстер, народный артист СССР.
– Игорь, вы – успешный композитор. И в то же время постоянно что-то придумываете ещё – проводите различные песенные фестивали. Что сейчас готовите?
– Сейчас занимаюсь фестивалем искусств патриотического воспитания «За нас, за вас и за спецназ». Его организует Ассоциация офицеров подразделений специального назначения ГРУ. Программа предусматривает организацию и проведение концертов и выставок, направленных на популяризацию образа защитника России. Это не только песни, но и журналистские очерки, видеорепортажи, веб-дизайн… Фестиваль находится в тестовом режиме – в этом году проводится в первый раз. Мы хотим дать маячки тем, кто занимается творчеством, что есть такой фестиваль, что нас поддерживает радио «Шансон» и что все, кто будет участвовать в нём, имеют возможность попасть в эфир этой популярной радиостанции с многомиллионной аудиторией.
Беседу вёл