На начало 90-х годов Москва имела лишь одно полноценное транспортное кольцо – Садовое, которое уже тогда не справлялось с возросшим потоком автомобилей. А в те годы автомобилей в городе было несравнимо меньше, чем сейчас: как свидетельствует статистика, на тысячу жителей приходилось всего 70 машин, сегодня же – более 300.
На территории столицы сосредоточено около 10% всего автопарка страны, одновременно по её улицам и площадям передвигаются до 350 тысяч автотранспортных средств. Ежегодно количество автомобилей увеличивается на 300 тысяч. Причём основная их масса сосредотачивается в центре города, где находятся правительственные учреждения, ведомства, образовательные и культурные центры.
В связи с этим несколько лет назад начался грандиозный процесс модернизации транспортной системы города. Прежде всего это коснулось Московской кольцевой автодороги (МКАД). Были построены новые объездные скоростные трассы, транспортные развязки, перехватывающие стоянки, сняты лишние светофоры. Тогда же было развёрнуто и строительство Третьего транспортного кольца, которое разгрузило центр, а начавшееся строительство 74-километрового Четвёртого транспортного кольца даст городу возможность «пропускать» более 5,5 тысячи автомобилей в час. Полностью дорога будет готова в 2013 году. Её первый участок соединит Щёлковское шоссе и шоссе Энтузиастов, что позволит разгрузить улицы от автомобильных заторов в районе Черкизовского рынка и Щёлковского автовокзала. Чтобы в процессе строительства кольца связать между собой наиболее напряжённые участки лучевых магистралей, решено использовать транспортные рокады. Первая из них – Южная рокада – соединит восток, юг и запад столицы. Одновременно с Южной намечено строительство и Северной рокады, которая начнётся с Бусиновской эстакады и выйдет через Кожухово к МКАД.
Другой важнейшей лучевой трассой станет Звенигородский проспект, который создаётся практически с нуля. Задача этой трассы – обеспечить беспрепятственный выезд из делового центра «Москва-Сити» на Новорижское шоссе. Причём планируется, что дорога выйдет на новый вантовый мост, построенный с применением самых современных технологий.
Все перечисленные транспортные комплексы и рокады – это отдельные и наиболее необходимые элементы глобальной программы модернизации транспортной системы города. Программа ими отнюдь не исчерпывается. Как сказали в руководстве департамента экономической политики и развития города, на строительство дорог в Москве в 2009-2010 годах из бюджета планируется выделить 175,3 миллиарда рублей. Программа инвестиций объектов дорожно-мостового строительства на 2008-2010 годы в 1,7 раза больше, чем за предыдущие три года.
Но, как показывает практика, чтобы окончательно ликвидировать транспортные пробки, которые давно уже вышли за пределы столицы, одних усилий московского руководства недостаточно. Дело в том, что если в городе принимаются действенные меры по разгрузке улиц от скопления транспорта, то дороги на въезде в столицу и выезде из неё, находящиеся в ведении областного правительства, до последнего времени не модернизировались. В результате транспортные заторы начинаются уже у ворот Москвы. Объективный анализ свидетельствует, что транспортные проблемы столицы уже перестали быть сугубо городскими и всё более приобретают федеральный масштаб, затрагивая интересы граничащих с Москвой региональных ведомств.
В результате бурного экономического развития Московского региона значительно возросла его потребность в транспортных услугах, которые при этом, сумев даже превысить спрос, не всегда отвечают современным стандартам качества. Регион задыхается от объёма транспортных потоков, а состояние областных дорог по-прежнему не соответствует ему. По территории Московской области проходят 12 радиальных федеральных магистралей. Общая их протяжённость в регионе составляет 2440 км, но лишь 812 км магистралей имеют более 4 полос движения. Для региона, где более 10 тысяч хозяйствующих субъектов осуществляют интенсивную перевозку грузов и пассажиров, где расположено 19 аэродромов государственной и экспериментальной авиации, в том числе общего назначения, три из которых – Внуково, Домодедово, Шереметьево – имеют статус международных, такое состояние дорог не способно справляться с растущей транспортной нагрузкой. Нет нужды говорить и о том, сколько автомашин скапливается у порога столицы во время дачного сезона. Ведь только по дорогам области и города автотранспорт перевозит более миллиарда пассажиров в год.
Вот почему проблема пробок – это головная боль не только столичного руководства. Сегодня стало очевидным, что необходимо координировать пропускную способность ряда основных транспортных узлов, выполняющих столичные функции, таких как Большое кольцо Московской железной дороги, аэропорты международного значения, крупные промышленные узлы, логистические центры с системой транспортного обслуживания населения и хозяйственного комплекса Московской области. Только взаимодействие и координация действий всех заинтересованных ведомств, как городских, так и областных, и федеральных, способно решить проблему.
В федеральном министерстве транспорта над нею теперь трудятся специалисты, которые, в частности, разрабатывают политику развития транспортного комплекса Московского региона, что входит в концепцию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. В областном министерстве транспорта также существует целевая программа Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года, а в столице эта проблема нашла отражение в постановлении городского правительства «Об основных направлениях дорожно-мостового строительства в 2006-2013 годы в городе Москве».
Таким образом, меры по разгрузке автомагистралей принимаются, и направлены они на преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети Московской области в целевую транспортную систему с наличием комплекса хордовых автодорог (рокад) и созданием на них скоростного режима движения. Речь идёт о формировании на территории области Международных транспортных коридоров в обход центральной части Московской области, обеспечивающих интеграцию сети автомобильных дорог Московской области, Российской Федерации и международных автомобильных дорог. Процесс этот включает в себя также реконструкцию автомобильных дорог на подходах к МКАД, расширение их проезжей части, строительство новых подъездных путей к столице.
Сегодня примером оптимального решения проблемы может служить проект Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области, который предусматривает создание магистрального транспортного кольца в Московской области (на базе Малого и Большого Московского кольца и участков магистралей «Беларусь» и «Россия»). Таким образом, проект в качестве «опор» выбрал два существующих автомобильных кольца (так называемые «бетонки»). Протяжённость ЦКАД составит 520 км, в том числе в пределах Московского малого кольца – 291 км, Московского большого – 108 км. Дороги на этих участках будут расширены до 3-4 полос в каждую сторону. Более того, на пересечении ЦКАД с 18 радиальными автомагистралями планируется построить многоуровневые развязки. Все пересечения с железными дорогами будут вынесены на разные уровни с разделительными барьерами безопасности. В природоохранных зонах и лесах, через которые пройдёт ЦКАД, будут построены специальные подземные переходы для диких животных. Максимальная разрешённая скорость движения на проектируемой трассе составит 150 км/ч. Новая дорога будет соответствовать уровню лучших дорог Европы. На эти работы, по оценке Министерства финансов РФ, будет потрачено 279,855 миллиона рублей.
Узлом пересечения интересов и совместных усилий может стать проблема реконструкции Московской окружной железной дороги, этого важного и неиспользованного ресурса по разгрузке транспортной напряжённости в Московском регионе. Как сообщили в Управлении Московской железной дороги, там уже полностью готово технико-экономическое обоснование проекта, благодаря которому в единую сеть будут соединены железнодорожные ветки, ведущие к столичным аэропортам Внуково, Домодедово и Шереметьево. Кроме того, железнодорожная линия соединит кольцевую магистраль с международным центром «Москва-Сити», а также некоторые спальные районы города. Для этого необходимо провести работы по электрификации магистрали, переложить в некоторых местах пути, оборудовать станции для приёма пассажиров.
Существует и ряд других проектов, которые будут способствовать устранению транспортных заторов в Москве и на областных трассах. Проблему можно решить, если за неё взяться сообща, отложив в сторону межведомственные барьеры и споры.