Основал журнал учитель ярославской гимназии Алексей Матвеевич Лебедев, известный педагог, общественный деятель, автор статей и учебных пособий. Место и время появления первого периодического издания для учителей-словесников не было случайным. Ярославская губерния занимала одно из ведущих мест по уровню грамотности в России. Ярославль славился не только старейшим театром – росло количество учебных заведений, библиотек, развивалась издательская деятельность. Остро стоял вопрос о подготовке учительских кадров, повышении их квалификации. Многие ограничивались учительской семинарией или специальными классами женских гимназий. К этому времени в разных городах Российской империи русское языкознание демонстрировало замечательные достижения, причём университетские учёные-лингвисты проявляли интерес к школе, развивались педагогика, экспериментальная психология.
В 1917 году А.М. Лебедев переехал в Москву, где продолжил издание журнала, правда, с небольшими перерывами в связи с «неодолимыми техническими и хозяйственными затруднениями», как сказано в одном из номеров 1918 года. Лебедев оставался главным редактором до 1928 года. Позже журналом руководили выдающиеся учёные, такие как В.Ф. Переверзев, А.М. Пешковский, С.Г. Бархударов, С.И. Абакумов, В.И. Борковский, Е.М. Галкина-Федорук, а с 1963 по 2005 год – Н.М. Шанский. Сейчас журнал «Русский язык в школе» возглавляет заведующая кафедрой русского языка Московского педагогического государственного университета профессор Н.А. Николина.
За век своей жизни журнал назывался по-разному: «Родной язык в школе», «Родной язык и литература», «Родной язык и литература в трудовой школе», «Литература и язык в политехнической школе», «Русский язык и литература в средней школе», «Русский язык в советской школе». Современное название «Русский язык в школе» появилось в 1936 году после разделения проблематики и образования отдельного издания «Литература в школе».
Изначально «Родной язык в школе» стремился к ознакомлению «широких кругов учительства… со всеми новыми течениями научной мысли и итогами школьного опыта в области дидактики и методики преподавания родного языка и литературы». По сути, он стал учебником для преподавателей, их настольной книгой. На его страницах освещались самые злободневные вопросы преподавания русского языка в контексте постоянно меняющегося вместе с обществом школьного и вузовского образования – от общих проблем лингводидактики и воспитания учащихся средствами русского языка до конкретных методических форм и приёмов обучения различным видам речевой деятельности, лингвистической и культурной компетенции.
Место и значение лингвистического материала в журнальных публикациях определяется твёрдым убеждением редакции, что преподавать русский язык качественно может только тот учитель, который имеет достаточно хорошую подготовку по общему и русскому языкознанию, досконально знает русский язык как общественное явление и отражение истории и культуры народа.
Среди авторов журнала всегда были известные лингвисты и методисты (В.И. Чернышёв, В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Д.И. Ушаков, А.Н. Гвоздев, Е.Д. Поливанов, П.О. Афанасьев, А.В. Текучёв, М.Т. Баранов и многие другие), а также учителя и начинающие исследователи. Многие их работы публиковались здесь впервые. Новые решения и подходы в области русистики, отражённые в журнале, дали начало разделам в школьной и вузовской программах обучения.
Несмотря на то что с 1992 года журнал лишился государственной поддержки – его бумажная и электронная версии издаются исключительно на деньги подписчиков, – он выжил и по-прежнему помогает сделать уроки русского языка более насыщенными и интересными. В 2001 году появилось приложение – «Русский язык в школе и дома». Его отличает особая манера изложения – материалы адаптированы для использования на уроке, в них присутствуют игровые элементы, много занимательной информации. Регулярно публикуются фрагменты из старых школьных учебников, произведения лексикографического характера.
Трудно переоценить значение этого издания. Сколько поколений учителей и русистов состоялись благодаря его помощи! Надеюсь, что и впредь «Русский язык в школе» будет ориентиром для словесников, связующим звеном между академической наукой и школьной практикой.
Татьяна Боброва, кандидат филологических наук