О модернизации России и способах её интеграции в мировое сообщество
, академик РАН
Тема модернизации российской экономики стала в последнее время доминирующей.
Впрочем, научная трактовка понятия «модернизация» весьма расплывчата. Должна ли модернизация основных отраслей промышленности проводиться на основе приобретения и копирования западных высокотехнологичных разработок? Либо на российских научных достижениях? Например, каким образом модернизировать автомобильную промышленность России? Ни один автомобильный завод на российской территории не был создан на основе национальных технологических разработок. Но в области космических исследований, ракетостроения ситуация принципиально иная.
Так что же такое модернизация и как она должна осуществляться? Это особая проблема.
Существует мировой опыт индустриализации, модернизации экономики. Нормальный классический капитализм возникал только тогда, когда отправной точкой было ускоренное развитие потребительского сектора.
В Англии капитализм возник как «шерстяной». В России – как «ситцевый». Сталинскому руководству нужна была модернизация, индустриализация за счёт сельского хозяйства, потребительского сектора. Известный афоризм Черчилля о том, что «Сталин принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой» можно дополнить словами и «с нищим населением». Так называемые лихие 90-е для многих (в том числе и для предпринимателей) оказались кошмарными. Криминал, рейдерство, олигархический монополизм, коррупция перечеркнули идею честной свободной конкуренции, гражданского общества, правового государства.
Теперь выдвинут лозунг модернизации, инноваций, повсеместного внедрения нанотехнологий, компьютерных сетей, высоких технологий. Но нельзя не согласиться с точным высказыванием экономистов Шмелёва и Фёдорова: «Новинки ХХI века не приживутся в экономике, которая не решила задачи ХIХ века. Электронный капитализм не создать, минуя ситцевый».
Попытка прыгнуть сразу в электронный капитализм совершенно очевидно навеяна многогодовыми рассуждениями о глобализации мировой экономики и международных отношений. При многократном повторении термин «глобализм» зомбирует политиков, экономистов, общественных деятелей. Однако в основе глобализации лежат не электронные игрушки, на которые так охочи нынешние власти, а проблема реальной интеграции в мировую систему.
К сожалению, при полном попустительстве прежнего российского руководства Запад уже интегрировал нашу экономику в мировое сообщество. На своих условиях. По сути – это колониальная демократия. Она насаждается методами оранжевых революций (Украина, Грузия, Киргизия) или прямым военным вмешательством (Сербия, Ирак, Афганистан).
Колониальная демократия имеет ряд специфических черт в политической, социальной, культурной, экономической сферах. В экономической области колониальная демократия сводится к рыночным реформам, превращающим экономику «новых демократий» в примитивную, в основном сырьевую, с монопродуктовым экспортом. Требование быстрой приватизации государственной собственности отнюдь не сопровождается стремлением повысить производительность труда, снизить издержки производства, внедрить высокие технологии. Формируется неэффективный, неконкурентоспособный рынок. Частная собственность не приводит к общему росту жизненного уровня населения, а обогащает ничтожную по численности элиту.
Чисто теоретически, идеологически руководство России это понимает. Возникает дилемма: или подчиниться навязанной нам Западом форме интеграции, или попытаться собственными силами создать диверсифицированную, конкурентоспособную на мировых рынках экономику.
Дилемма эта заводит в тупик. Оставаться в нынешнем русле означает обрекать экономику России на полную зависимость от мировых цен на нефть. При этом на международной арене Россия будет испытывать сильное давление не только со стороны Запада, но и в перспективе и нефтедобывающих стран – ОПЕК.
Попытка собственными силами ворваться в высокотехнологичный мировой рынок имеет целый ряд подводных камней. Прежде всего это опасность скатывания в самоизоляцию. Могут возникнуть рецидивы повышения уровня секретности собственных разработок, создания закрытых научных центров, возникновение новой сети промышленного шпионажа.
Кроме того, малоперспективны предложения о создании системы международного обмена: российское сырьё на западные высокие технологии. В этих предложениях совершенно не просматривается интерес западных партнёров. По логике западных специалистов нефть и природный газ легко покупаются за доллары и евро, а Россия на вырученные деньги должна покупать готовые товары, а не технологии их изготовления. Провал сделки по «Опелю» – одна из первых ласточек в реализации этой политики. Интеграция необходима России, но на принципиально новых основах, лишь на базе безусловного соблюдения национальных интересов нашей страны.
Обеспечение национальных интересов просматривается прежде всего в следующих действиях:
– преимущественное развитие тех направлений мировой науки, в которых российская наука уже является или в ближайшие годы может стать конкурентоспособной;
– обеспечение военно-промышленной безопасности страны;
– максимально эффективное использование географического положения России;
– использование эколого-экономических преимуществ России перед другими регионами планеты;
– преимущественное стимулирование процессов демографического роста и увеличения продолжительности жизни россиян.
В сфере науки должна быть проведена быстрая и решительная инвентаризация по критерию конкурентоспособности уже достигнутых результатов. Такая работа уже давно ведётся в Российской академии наук. Те исследовательские коллективы, которые получили в результате указанного тестирования положительные результаты, должны быть обеспечены самым современным экспериментальным оборудованием, современными условиями жизни сотрудников и заработной платой на уровне европейских стандартов.
Вопрос о привлечении в российскую науку русскоговорящих специалистов с Запада весьма дискуссионен. Учёный-эмигрант, не представляющий большой ценности для западной науки, едва ли может стимулировать прорыв в новейших областях знаний. Как правило, это «псевдонаучный шлак», который всегда образуется при интенсивной работе научных коллективов и от которого хотят избавиться по возможности интеллигентно. Лучше материально предотвратить экспорт мозгов, чем выкупать отработанный ресурс.
В сфере обеспечения военно-промышленной безопасности страны приоритетным должно стать полное обеспечение армии современным оружием. На экспорте вооружений для России это скажется исключительно положительно. На полную мощь заработают знаменитые конструкторские бюро. Многообразие предложений рождает конкуренцию, дополнительный спрос. Интенсификация разработок в области военных технологий даст толчок в развитии изобретений двойного применения.
Особого внимания требует проблема рационального использования особого географического положения России. Из уникального евразийского положения Россия не извлекает и сотой доли эффекта как транзитный поставщик грузов в международной торговле. Россия при бурном научно-техническом и экономическом развитии стран Юго-Восточной Азии, Японии, Южной Кореи и в ближайшие годы Китая может стать эффективным транзитным мостом между Европой и Азией. Необходима реализация межнационального инвестиционного проекта по строительству скоростной автомобильной дороги и скоростной железнодорожной магистрали Восток–Запад. Это должен быть высокотехнологичный «Шёлковый путь» ХХI века. В процессе реализации этого проекта могут быть реконструированы значительные участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Не менее интересен проект использования экологических особенностей России. У нас десятки тысяч квадратных километров лесных территорий, совершенно свободных от промышленных разработок. Это главные лёгкие планеты (бразильские лёгкие бешеными темпами уничтожаются). В России существуют огромные площади чернозёмов, на которых можно выращивать экологически чистую продукцию в соответствии с международными стандартами. При государственном и межгосударственном контроле эта продукция может служить весомым вкладом в экспортную составляющую нашей страны. Экологически чистая продукция, заполнившая внутренний рынок вместо сомнительных импортных продуктов, будет способствовать и оздоровлению российских граждан.
И здесь мы подходим к главной проблеме и интеграции, и модернизации – условиям жизни наших людей.
Уровень доходов работающей части нашего населения в разы ниже, чем в развитых странах. Пытаются объяснить это относительно низкой производительностью труда россиян. Это довольно странно с социальной точки зрения.
Во-первых, непонятно, как машинист парижского метрополитена в два-три раза быстрее гоняет поезда, чем машинист московского? Аналогичных примеров можно набрать десятки.
Во-вторых, неясно, как токарь шестого разряда может выжать из станка, произведённого двадцать лет назад, продукцию, равную по объёму и качеству автоматической линии заводов «Сименс»?
Ругать тут надо не рабочего, а гнать топ-менеджера, получающего бонусы, вполне сопоставимые с бонусами западных руководителей производства.
Разница в производительности труда российских и западных работников – и соответственно в оплате – подаётся демократами как наследие коммунистических времён. И вполне устраивает их как объяснение нынешнего положения. Однако относительно низкие советские зарплаты и пенсии компенсировались низкими и регулируемыми ценами на предметы потребления. И грошовыми тарифами на услуги ЖКХ. Теперь же монополисты на естественные ресурсы проводят в жизнь политику максимального приближения внутренних тарифов к мировому уровню. Руководителей госмонополий не беспокоит, что внутренним ценам на мировом уровне необходимо обеспечить зарплату тоже на мировом уровне! Это не по их ведомству.
Но главную озабоченность сегодня вызывают уровень медицинского обслуживания, диагностика, диспансеризация. У нас всё больше больных детей. Смертность и заболеваемость трудоспособного населения России (особенно мужчин) крайне велика для цивилизованных стран. Здесь ни в коем случае нельзя экономить. Ведь спасение России в её народе.
Словом, можно сделать вывод, что проблема интеграции и модернизации в современной России значительно сложнее и интереснее, чем это кажется многим политикам и экономистам. Россия, безусловно, должна продолжать играть значительную роль на мировом рынке энергоносителей. Но национальные интересы страны значительно шире и многообразнее, чем получение доходов от продажи нефти и газа. Проблемы выбора достойных вариантов интеграции России в мировое сообщество чрезвычайно актуальны именно в настоящее время.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
КОД ССЫЛКИ: