Издательство «Росмэн» существует с 1992 года и на данный момент является крупнейшим детским издательством в России. Сегодня у нас в гостях директор по проектам Борис КУЗНЕЦОВ, который размышляет о перспективах литературы и возможном влиянии финансового кризиса на книжный рынок.
– Как, по-вашему, мировой финансовый кризис затронет издательскую сферу?
– В какой-то степени затронет, хотя бы потому, что много книг сейчас печатается за рубежом. Да и в случае кризиса потребления люди будут покупать меньше книг. Хотя мы надеемся, что на детях, на детских книжках экономить не станут.
– Вы сейчас позиционируете себя как сугубо детское издательство?
– Да. Мы провели ребрендинг, теперь наша эмблема – слон с воздушными шариками. Начинаем совместную работу с программой «Спокойной ночи, малыши», которой в будущем году исполняется 45 лет, в рамках этого бренда будут выходить и книги, и другая продукция. Сейчас появилось новое поколение родителей, которые выросли, почти не зная советской детской классики, они ориентируются преимущественно на бренды. Это явление стало заметным в последние годы. Так, например, мультфильмы ещё недавно не вызывали роста продаж книг с персонажами, но сейчас такие книги пользуются огромным спросом. То же самое касается книг по сериалам «Кадеты», «Ранетки», «Папины дочки», роман «Звёздные войны» – все они имеют телевизионную поддержку.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, поскольку позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать спрос. А с другой стороны, рынок детской литературы почти не принимает новых авторов. В этом отношении он сильно отстаёт от литературы взрослой. Там в последнее время заметен возросший интерес к интеллектуальной литературе, и новые авторы появляются исправно.
Если раньше в рейтингах продаж присутствовала только жанровая литература, сначала только переводная, потом только отечественная, то сейчас заметно усилились позиции внежанровой литературы, как нашей, так и западной. Баланс восстанавливается, и это хорошо.
– Есть ли перспективы у наших авторов на западном книжном рынке?
– На западном рынке, честно говоря, вряд ли. Для западного читателя русская литература заканчивается в лучшем случае на Булгакове, а скорее, на Достоевском, Толстом и Чехове. Исключение составляет Солженицын, но тут причины главным образом политические. А так, западный читатель совсем не хочет нового, наша современная литература ему если и интересна, то в виде некой экзотики. Но при этом развитие рынка у нас и на Западе идёт сходными путями. Интересные нестандартные книги выходят, как правило, в маленьких издательствах, которые не боятся работать с неизвестными авторами. А потом, если автор начинает пользоваться успехом, его перекупает какое-то из крупных издательств. Но рост рынка взрослой литературы сейчас идёт крайне медленно, если идёт вообще. Причина в том, что у взрослых есть много альтернатив книге как средству проведения досуга: Интернет, кино, клубы, концерты, путешествия.
– А на детскую литературу тот же Интернет не влияет?
– Конкуренция Интернета в детской литературе не так сильна, хотя всё равно есть. Например, перестали продаваться некоторые энциклопедии. Родители считают, что необходимую справочную информацию, если она потребуется детям, проще найти в Интернете, чем держать дома объёмистые тома.
Рынок детской литературы растёт гораздо быстрее, чем взрослой, но он консервативен. Родители не доверяют новым авторам. Да и самих авторов не хватает. К нам приходит очень много рукописей, буквально сотни, но уровень 99 процентов из них очень низкий. Одна и та же история: рассказывали, мол, сказки собственным детям, а потом решили записать их и отправить в издательство. А ведь чтобы автор стал успешным, ему надо не только написать одну хорошую книгу, он должен выпустить серию книг, причём достаточно быстро, чтобы ко времени выхода следующей не забыли о предыдущих. Часто же случается так: написав одну хорошую книгу, человек выплёскивает в ней всё, сжигает все воспоминания и переживания собственного детства, в следующих произведениях ему уже нечего сказать. И в результате – можно ли назвать современного детского писателя, который добился успеха недавно? Разве что Дмитрий Емец, но все мы знаем, благодаря чему он раскрутился… Пусть это не плагиат, но всё равно он двигался в кильватере большого успешного проекта.
В перспективе значение брендов ещё более возрастёт. Но мы будем стараться всё-таки выдерживать по возможности достойный литературный уровень, приглашать для написания русских текстов хороших писателей.
– А известные писатели обращаются к детской теме?
– Людмила Петрушевская, оказывается, давно хотела стать детским писателем, а нам очень интересно представить в этом качестве живого классика. Вышло уже две книги, ожидаются ещё три. «Приключения поросёнка Петра» публика восприняла поначалу настороженно – родители привыкли к другим иллюстрациям, послаще, а здесь простая, сдержанная графика. Но мне самому в тот вечер, когда я принёс домой эту книжку, пришлось читать её вслух шесть раз подряд!
Самым успешным нашим проектом является, конечно, цикл книг о Гарри Поттере. Седьмая книга «Гарри Поттер и дары смерти» разошлась тиражом более 7 миллионов экземпляров. В скором времени ожидается новая книга Джоан Роулинг «Сказки барда Бидля». Если помните, Дамблдор подарил Гарри книгу с таким названием. В англоязычных странах продажи начнутся 5 декабря, у нас – 6 декабря.
– Какие книги вы планируете выпускать в ближайшем будущем?
– Мы хотим сформировать нишу, которая пока на нашем книжном рынке отсутствует, – «хулиганский роман», чем-то напоминающий приключения Тома Сойера. Есть озорной персонаж, его скучный и правильный брат, родители, учителя… Серия «Гадкий Генри» весьма популярна в Европе, мы начинаем издавать её здесь. Психологи утверждают, что такие книги весьма полезны. Дети нуждаются в компенсации, им нужно это хулиганское начало. Так пусть они реализуют эту потребность, читая книжки, а не хулиганят в реальной жизни, на самом деле. Пусть отрываются вместе с вымышленными героями, а не с живыми людьми. Также несут определённую полезную нагрузку ужастики – детям нужно выплёскивать свои страхи. В будущем усилится роль интерактивных книг, книг-игрушек (например, у нас вышла книга, в которой можно не только прочитать о рыцарях, но и разглядеть хорошенько игрушечный замок), «говорящих» книг.
Выпуская книги для детей, не забываем и о взрослых. В конце концов ничто так не способствует детскому чтению, как пример родителей, поэтому совсем отказываться от взрослой литературы мы не собираемся. Сейчас идёт работа над интерактивными романами. Они будут созданы в сотрудничестве с популярными интернет-ресурсами. То есть человек сможет и читать книгу, и следить за развитием тех же событий в виртуальном пространстве.
Страницу подготовили и