Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 марта 2016 г.
  4. № 9 (6544) (03.03.2016)
Искусство Культура

«С Ханжонковым я жил в одном дворе»

03 марта 2016

В редакцию пришёл человек с фотографией. На чёрно-белом снимке – задумчивый мальчик у новогодней ёлки. Вроде ничего особенного. Но симферопольский пенсионер Арнольд Царёв хранит своё детское фото как реликвию. «Для меня этот снимок – не только привет из прошлого, – рассказывает Арнольд Яковлевич. – Важно то, кто его сделал». А шестилетнего Арнольда запечатлела на пластиночном «Фотокоре» в канун рокового 1941 года жена великого Ханжонкова, Вера Дмитриевна.

– Мы обитали тогда в Ялте на улице Севастопольской, в общем дворе, – вспоминает Царёв. – Наша с матерью квартира была 7а, а Ханжонковы жили в седьмой. В этом же дворе поселилась моя тётка Вероника Бродская, подруга Веры Дмитриевны. Это обстоятельство и позволило мне бывать в доме кинематографистов.

Для тех, кто смутно представляет, кем был Ханжонков, отвечу тремя словами: создателем отечественного кино. Его имя занесено и во все киносправочники мира. Так, среди многочисленных заслуг Александра Алексеевича – один из первых в мире полнометражных фильмов («Оборона Севастополя», 1911 года, совместно с В. Гончаровым). Долгие годы Ханжонков работал на Ялтинской киностудии (тогда – Ялтинское киноателье Ханжонкова, которое он сам и создал). Поэтому любые крошечные бытовые воспоминания, связанные с именем этого выдающегося человека, нам, крымчанам, особенно дороги.

– Я часто бывал у них в квартире, – продолжает Царёв. – Мэтр с женой теснились в двух мрачных комнатах коммуналки. Меня поражало обилие старинных вещей, фотографий на стенах, старых киноафиш. И среди этого «интерьера прошлого» на кресле-коляске, изогнутой, венского типа, сидел хозяин, Сан Сеич, как игриво, но в то же время уважительно называла его жена.

В отличие от своей жены-щебетуньи Ханжонков был неразговорчив, даже замкнут. В то время судьба отмерила ему несколько последних лет на земле, и он словно подводил итоги прожитого – писал книги. Кинематографиста, показывавшего фильмы царю, не очень-то жаловали молодые советские киношники, его практическая помощь, громадный киноопыт оказались не нужны… А вот энергичная Вера Ханжонкова (Попова) продолжала работать на Ялтинской киностудии, даже стала начальником монтажного цеха. Это были предвоенные годы…

– Мы оставались в Ялте до конца лета 1944 года, – рассказывает Арнольд Царёв. – Потом эвакуировались в Омск. Когда после войны вернулись, наша квартира была занята соседями. Ханжонковых тоже не было. Оказалось, когда немецкий комендант узнал, что такой знаменитый человек загибается почти что в трущобе, он велел переселить семью кинематографиста в особняк на улице Боткинской, 15… Нам же идти было некуда. И нас приютили Ханжонковы… Там же, на Боткинской, в октябре 45-го Александра Алексеевича не стало… На стене этого дома тогда установили памятную доску, на которой ошибочно указали, что именно там жил Ханжонков в Ялте. На самом деле их семья в разное время проживала в трёх квартирах. Вера Дмитриевна после смерти мужа переехала в Москву, работала в Госфильмофонде СССР, писала статьи об истории кинематографии. Умерла Вера Ханжонкова в 1974 году.

…Эти небольшие воспоминания неслучайно появились именно в 2007 году на страницах газеты «Крымское время». Дело в том, что 8 августа крымская общественность могла бы широко отметить 130-летие со дня рождения Александра Ханжонкова. Но охваченный предвыборной чесоткой Крым проигнорировал эту заметную дату. Ялтинцы же праздновали юбилей известной певицы, хотя, возможно, и были какие-нибудь кулуарные посиделки в честь гения русского кино. Но так, келейно, не на официальном уровне. В Симферополе, если мне не изменяет память, ни разу не проходил фестиваль ханжонковских фильмов. К слову, наша «столичная» кинообщественность также забыла о юбилее. Помнится, были некогда разговоры, о том, чтобы перед Домом кино в Симферополе следовало бы установить не истукан генерала-шизофреника, а бюсты деятелей кино. И по праву начать с Ханжонкова. Но всё это осталось пустой болтовнёй. Прости, Сан Сеич, нынче крутят другие фильмы...


Тэги: Крым
Обсудить в группе Telegram

Алексей Васильев

Алексей Васильев, журналист, обозреватель газет... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Америка многим обязана России»

    27.08.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    12.07.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    26.06.2022
  • Государство будет крепче

    28.03.2022
  • Пора закончить долгий спор с Европой

    17.03.2022
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно

    140 голосов
  • Поезд Москва – Севастополь и обратно. Часть вторая

    114 голосов
  • Писатели против Тотального диктанта

    105 голосов
  • Наталья Поклонская: „Не надо марать святыни!“

    80 голосов
  • Россия отстает от мирового «поезда»

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS