Зависть – плохое чувство, один из семи смертных грехов. Но оно так распространено, что его пытаются «облагородить». Например, предложить понятие «белая зависть». «Завидую белой завистью!» – говорят, когда кто-то что-то делает явно лучше «оценивающего».
Мне сложно определить цветовую гамму чувства, которое порождает в душе тренд текущего российского литпроцесса: повышенное внимание к пестованию молодых авторов с оговоркой «до 35 лет». Чаще всего новые литературные премии учреждаются для них. Творческие конкурсы в массе своей ставят тот же возрастной ценз. Фестивальная политика нацелена на тех же граждан. У кого ещё из преодолевших этот роковой рубеж возникают те же смешанные эмоции, что у меня?..
Конкретные примеры?.. Все, кто в теме, сами их знают. Речь не о тех или иных начинаниях, а о тенденции. Так что проще перечислить творческие мероприятия, где нет возрастной границы. Скажем, с этого года Форум молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья меняет формат, переходя под эгиду АСПИР. «На берегу» обещали, что главным изменением станет снятие возрастных ограничений и привлечение творческих натур вплоть до 60 лет, так что вроде бы и из названия форума уйдёт слово «молодые». В литературных резиденциях АСПИР, насколько знаю, половина мест выделяется начинающим писателям, а половина тем, кто постарше. Да и самые весомые литературные премии нашей страны («Большая книга» etc.) не применяют возрастных ограничений. Хотя «большие» премии – особое направление культурной политики. Глядя шире, увидим иллюстрацию к песне: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт». Только между активно поддерживаемой молодёжью и заслуженными мэтрами остаётся значительная прослойка, в первую категорию не входящая по возрасту, а во вторую по статусу. Хорошо, отсутствие статуса – проблемы тех, кто не состоялся. А возраст?.. Возрастная дискриминация в социуме и экономике называется неприятным словом «эйджизм». В литературных акциях ещё не он, но уже некая асимметрия. Притом что творческая сфера – всё же не предприятие. Да и на предприятиях сейчас в основном «старший возраст» работает…
Наш литпроцесс, как русский характер, не знает полумер. Ещё недавно для поддержания пишущей молодёжи были только «Липки» да премия «Дебют». Теперь же культурная страта обратилась к ней лицом и раскрыла объятия, чтобы юные и талантливые с младых ногтей включались, постигали и получали шансы. Это прекрасно. Но тех, кому больше 35, но ещё меньше старости, почто исключать?..
Возраст в литературе – понятие условное. Хрестоматийные примеры: Гончаров и Тютчев заявили о себе в творчестве ближе к 50, а Лермонтова в 26 лет убили. Ныне первые двое не попали бы ни на один семинар молодых авторов!.. Ранжировать, когда кто должен дебютировать, взлететь и почить на лаврах, не дают обстоятельства. Понятие молодого писателя сейчас гуманнее советского: раньше в них можно было сидеть до пенсии. Те мои ровесники, кто родился в СССР в регионах, получили реальную возможность творческого развития только в новое время и при новой культурной политике. У них литературная «молодость» началась, когда паспортная закончилась. И они не входят в концепт «к 35 годам из молодого писателя должен выйти толк».
Избежать призрака эйджизма можно, если во всех акциях помимо чисто молодёжных номинаций вводить одну без возраста, но с таким же строгим конкурсным отбором. Особенно для фестивалей и семинаров. Творческая учёба – это не таблица умножения. В неё можно окунаться бесконечно, постоянно узнавая что-то новое. А тот, кто «уже всё знает», просто пройдёт мимо.