Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2023 г.
Литература Колумнисты

С младых ногтей

24 апреля 2023

Зависть – плохое чувство, один из семи смертных грехов. Но оно так распространено, что его пытаются «облагородить». Например, предложить понятие «белая зависть». «Завидую белой завистью!» – говорят, когда кто-то что-то делает явно лучше «оценивающего».

Мне сложно определить цветовую гамму чувства, которое порождает в душе тренд текущего российского литпроцесса: повышенное внимание к пестованию молодых авторов с оговоркой «до 35 лет». Чаще всего новые литературные премии учреждаются для них. Творческие конкурсы в массе своей ставят тот же возрастной ценз. Фестивальная политика нацелена на тех же граждан. У кого ещё из преодолевших этот роковой рубеж возникают те же смешанные эмоции, что у меня?..

Конкретные примеры?.. Все, кто в теме, сами их знают. Речь не о тех или иных начинаниях, а о тенденции. Так что проще перечислить творческие мероприятия, где нет возрастной границы. Скажем, с этого года Форум молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья меняет формат, переходя под эгиду АСПИР. «На берегу» обещали, что главным изменением станет снятие возрастных ограничений и привлечение творческих натур вплоть до 60 лет, так что вроде бы и из названия форума уйдёт слово «молодые». В литературных резиденциях АСПИР, насколько знаю, половина мест выделяется начинающим писателям, а половина тем, кто постарше. Да и самые весомые литературные премии нашей страны («Большая книга» etc.) не применяют возрастных ограничений. Хотя «большие» премии – особое направление культурной политики. Глядя шире, увидим иллюстрацию к песне: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт». Только между активно поддерживаемой молодёжью и заслуженными мэтрами остаётся значительная прослойка, в первую категорию не входящая по возрасту, а во вторую по статусу. Хорошо, отсутствие статуса – проблемы тех, кто не состоялся. А возраст?.. Возрастная дискриминация в социуме и экономике называется неприятным словом «эйджизм». В литературных акциях ещё не он, но уже некая асимметрия. Притом что творческая сфера – всё же не предприятие. Да и на предприятиях сейчас в основном «старший возраст» работает…

Наш литпроцесс, как русский характер, не знает полумер. Ещё недавно для поддержания пишущей молодёжи были только «Липки» да премия «Дебют». Теперь же культурная страта обратилась к ней лицом и раскрыла объятия, чтобы юные и талантливые с младых ногтей включались, постигали и получали шансы. Это прекрасно. Но тех, кому больше 35, но ещё меньше старости, почто исключать?..

Возраст в литературе – понятие условное. Хрестоматийные примеры: Гончаров и Тютчев заявили о себе в творчестве ближе к 50, а Лермонтова в 26 лет убили. Ныне первые двое не попали бы ни на один семинар молодых авторов!.. Ранжировать, когда кто должен дебютировать, взлететь и почить на лаврах, не дают обстоятельства. Понятие молодого писателя сейчас гуманнее советского: раньше в них можно было сидеть до пенсии. Те мои ровесники, кто родился в СССР в регионах, получили реальную возможность творческого развития только в новое время и при новой культурной политике. У них литературная «молодость» началась, когда паспортная закончилась. И они не входят в концепт «к 35 годам из молодого писателя должен выйти толк».

Избежать призрака эйджизма можно, если во всех акциях помимо чисто молодёжных номинаций вводить одну без возраста, но с таким же строгим конкурсным отбором. Особенно для фестивалей и семинаров. Творческая учёба – это не таблица умножения. В неё можно окунаться бесконечно, постоянно узнавая что-то новое. А тот, кто «уже всё знает», просто пройдёт мимо.

Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS