В разговор вступают читатели
ОПЯТЬ О «МАСТЕРАХ КУЛЬТУРЫ»
В любой борьбе, что бы нам ни говорили в последние двадцать лет, важна конкретизация «образа врага», важно иметь чёткое представление о противнике, с которым собираешься эту борьбу вести. И вот здесь кроется главный недостаток статьи В. Соловья, потому как «образ врага» в ней крайне размыт и неясен.
По существу, определение того, кто такие «Они», лишено всякой конкретики. Судя по всему, это опять всё те же «плохие люди», которые не думают о своей родине и угнетают простой народ.
Это опять всё тот же упрощённый и неглубокий подход, который в решении масштабных задач уже не раз оборачивался для России катастрофическими последствиями, а сейчас и тем более может стать абсолютно фатальным. «Мы» – общество, «они» – политики и преуспевающие дельцы, «они» решают за «нас» и вместо «нас». Прискорбно, что вся проблема в итоге сводится к такой выхолощенной и предельно популистской формуле.
Современное массовое сознание – это на 90% результат медиатехнологий и исключать вслед за ним закавыченных мастеров культуры из актуальной проблематики по меньшей мере странно.
Мастера культуры в широком смысле сегодня – это все, кто формирует у общества мировоззренческую картину внерациональным способом, помимо прямых рассудочных установок. Именно они, а не современные религиозные деятели держат в своих руках все нити духовного управления обществом и духовного манипулирования им…
Сегодня российские мастера культуры – это то бревно в глазу нации, которого не замечают почему-то не только массовое сознание, но и высокообразованные люди, желающие, очевидно, искренне блага своей стране и своему народу. Именно о такой элите говорится в Евангелии: «Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму».
И кажется, это пророчество, применимое к России, уже близко к своему исполнению. И до тех пор, пока это не изменится, очень сложно ожидать перемен к лучшему. Те, на кого наша многострадальная родина могла бы возложить свои последние надежды, пока не обнаруживают способности духовного видения ситуации и на текущий момент лишены духовного зрения, чтобы увидеть своего духовного врага. Это не позволяет всем сколько-нибудь здоровым силам нации сплотиться и попытаться организовать хотя бы оборону, не говоря уже о нападении.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
НАДМЕННАЯ КАСТА
Что представляет собой сегодняшняя элита, видно, например, из её характеристики, которую В. Путин дал в своём Послании Федеральному собранию. Там он назвал чиновников, на которых сам же и должен опираться, «надменной кастой», превратившей государственную службу в высокодоходный вид бизнеса, потерявшей последние остатки ума и совести… Нас настойчиво убеждают: жить стало лучше и веселее. Кто думает иначе – неудачник, и пусть проигравший плачет. Сегодняшняя элита присвоила себе право на ложь. Общество, где утверждено такое право, слепо. Оно не видит реальности, и с каждой ложью в нём слепнут и поводыри, они же – и реформаторы.
Всякий раз, когда я слушаю политическую речь или читаю заявления политиков, то ужасаюсь (и уже не первый год) оттого, что не улавливаю в их словах ни малейшего человеческого оттенка. Одни и те же слова, несущие одну и ту же ложь…
Одной из угроз обществу и государству является утрата правящей элитой способности трезво оценивать своё состояние.
, ветеран труда, правозащитник, ХАБАРОВСК
ТРИ МОЗГА
В статье Валерия Соловья «МЫ» и «ОНИ» упомянуты три мозга человека, представляющих эволюционный путь человека от рептилий через млекопитающих к собственно человеку: рептильный мозг, выше – лимбический мозг и ещё выше – неокортекс. Неокортекс сформирован для сознательного его использования человеком на благо жизни.
Есть такое предсказание, что деградация не является повсеместной, хоть и закрепляется генетически у следующих поколений, когда неокортекс не включается вообще. Но, как сказал наш великий соотечественник Ломоносов, «сколько чего у одного тела отнимется, то столько же присовокупится к другому». Если у одних неокортекс не работает вообще, то у других работает более интенсивно, и это закрепляется генетически в следующих поколениях.
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ЭЛИТАРНОСТЬ
Оценка Валерием Соловьём состояния современной элиты объективна. А причины такого состояния заключаются именно в нынешней системе отбора в элиту. Личные связи, личная преданность, а не профессионализм, компетентность и порядочность – вот что определяет сейчас главным образом вхождение в элиту. Стало обычным явлением, когда новоиспечённый руководитель назначает на ответственную должность школьного друга, с которым он в детстве разорял соседские огороды.
Почему такое возможно? А с «нашего» позволения и молчаливого согласия! Не может и не должно быть разделения на «Мы» и «Они». Должно быть только «Мы», из которых выбираются лучшие (на сегодня) представители. И здесь не должно быть никаких ограничений, барьеров как в одну, так и в другую сторону. Кроме тех, что связаны с личными качествами, способностями и талантами, готовностью (неготовностью) предложить обществу решение проблем общества.
Элита должна быть как хорошая спортивная команда с длинной скамейкой запасных игроков. И скамейкой запасных должно быть всё общество! А «играть» должны те, кто сейчас находится в «хорошей форме».
Народы строят общество равных возможностей и преуспевают во всём. Мы же пытаемся реставрировать некую старую порочную систему. (Отпрыск высокопоставленного чиновника или богатого бизнесмена уже «по происхождению» входит в элиту независимо от его способностей).
Выстроенная сейчас система представляет собой узурпацию узкой группой людей места в элите и недопущение других, пусть даже более талантливых и способных, в эту элиту. Ничего нового в этом нет, и заканчивается это всегда разрушением страны.
Сохранить и закрепить, а затем передавать по «наследству» своим людям, детям и внукам места в элите, занятые позиции в политике и экономике – вот основная задача, которую решает наша элита. При этом приходится лгать о действительном состоянии экономики, о причинах неудач, затыкать рот оппонентам и т.д. Ради чего? Ради сохранения места в элите.
, РОСТОВ-НА-ДОНУ