Подзабытую сегодня песенку Юрия Визбора «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей» красноярские создатели ракетных двигателей могут сделать своим гимном, вдохновлённые новым государственным заказом. Но как отразятся результаты их труда на экологии?
Через пять лет Роскосмос получит многоцелевой экологически чистый ракетный двигатель. Именно столько времени потребуется для того, чтобы с нуля реализовать проект, где разработчиком является ведущая ракетно-космическая корпорация «Энергия», а её партнёр – Красноярский машиностроительный завод.
Можно ли считать эту работу панацеей от всех издержек в освоении космоса?
– Даже производство ракетного топлива не всегда отвечает критериям экологической безопасности, – считает главный конструктор ракетно-космической техники красноярского предприятия Владислав Самотик. – Любое рабочее тело, создающее тягу, будь то керосин, водород специального назначения, в той или иной мере представляет опасность. Существует мнение, что на газовую оболочку нашей планеты влияют любые запуски.
...Известно: с началом космической эры в нашей стране на первом плане были только эксплуатационные характеристики ракетного двигателя. Но постепенно жизнь заставила изменить эти взгляды. Ведь заправочные ёмкости на космодроме не бывают абсолютно герметичными. Всегда бывают так называемые не сливаемые остатки, то есть отрицательного влияния на окружающую среду не избежать.
Наше сибирское предприятие, тяжело пережив конверсию, всё-таки удачно вписалось в Федеральную космическую программу России на 2006–2015 годы, которая предусматривает дальнейшую модернизацию средств доставки, в том числе и разгонных блоков, выпускаемых «Красмашем». Процесс этот непрерывный: каждые два-три года появляется какая-то модификация.
Появляется весьма заманчивый вариант, и он позволяет увеличить грузоподъёмность разгонного блока более чем на одну тонну. Цифра грандиозная, поскольку килограмм полезной нагрузки на орбите стоит самое малое 6 тысяч долларов. Каждый пуск подобного устройства будет приносить до 12 миллионов долларов чистой прибыли.
Здесь-то и нужен особый акцент на экологии. В разгонном блоке существует двигатель малой тяги, работающий на токсичных компонентах. Теперь принято решение от них отказаться. Идея уже проверена, и сибирякам предстоит сделать двигатель-демонстрант.
Естественно, возникает вопрос: предусматривается ли в новом проекте система дожигания топлива, очень важная для снижения токсичности выхлопа?
– Наша основная проблема, – особо подчёркивает главный конструктор, – уменьшение так называемых минимальных остатков, то есть того, что остаётся в баке. Работы здесь идут, хотя с разгонным блоком всё относительно просто. Он никогда не падает на землю, успешно сгорая в атмосфере. В этом плане задача по максимальному использованию неизрасходованного топлива больше энергетическая. Системы дожигания применяются в носителях первой и второй ступеней, но это уже не наша компетенция…
В принципе можно предусмотреть и самоуничтожение болванок, которые с шумом и свистом обрушиваются с неба в квадрат, исторически забронированный родом староверов Лыковых, – «Заимку Лыковых», дальний кордон государственного заповедника «Хакасский». И уже в новых ракетоносителях «Ангара» проблема решается: баки вскрыты, топливо распылено или сожжено. Но даже и это ноу-хау не облегчает ситуацию.
Небезызвестная коза, про которую в своё время писалось очень много, была напоена Агафьей из упавшего космического и больно уж удобного «корыта» и сдохла. Откуда знать старушке, что такое гептил? А это вообще-то вещество 1-го класса опасности, и по токсичности оно вчетверо превосходит синильную кислоту. Раздражение слизистых оболочек и дыхательных путей, им вызываемое, – это ещё полбеды. Возбуждается центральная нервная система, и неудивительно, что «коза не доится, а куры не несутся».
Гептил обладает и сильным мутагенным действием. Ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН, доктор биологических наук Юрий Борисов в своих исследованиях, сделанных на восточноазиатских мышах, отмечает двойное увеличение числа хромосом в том самом каньоне реки Абакан. Не исключено, что мутанты-мыши скоро всё-таки появятся на заимке.
Но аналогичным образом они могли бы быть и на другой территории – Телецком озере, насыщенной туристами. Экологи настояли на том, чтобы полигон падения размером 80 на 100 километров сместили на юг Хакасии, где только Агафья Карповна и проживает. Помимо Байконура есть и другие космодромы, и география проблемы чрезвычайно широка, включая многие субъекты Федерации, в том числе республики Алтай, Коми, Якутию, Архангельскую, Амурскую и Астраханскую области.
Учёные, специализирующиеся в изучении глобальной экологии, уже давно вынесли свой вердикт: с каждым крупнотоннажным пуском возрастают крупные циклоны. Прибавка – от двух и выше, и «Катрина» это или «Густав», не столь важно: везде есть колоссальный ущерб и человеческие жертвы. Никто не останется в стороне, если ракеты будут по-прежнему менять химию атмосферы и вызывать турбулентность в её слоях.
«Зелёные» предлагают немедленно вводить квоты на запуски, но ни одно государство мира на это не пойдёт, никто не откажется от «национальных интересов» и рывка в космос. Тогда остаётся что? Модернизировать ракетно-космическую технику.
По мнению военного лётчика 1-го класса, профессора Российской академии государственной службы при президенте РФ Сергея Кричевского, наша страна постепенно всё-таки навёрстывает упущенное в обновлении данной техники. Ведь в результате чрезмерного увлечения устаревшими ракетами на токсичных компонентах был потерян необходимый темп в развитии космической отрасли.
И в Сибири спешат, высоко оценивая экологическую значимость нового проекта.
, КРАСНОЯРСК