В усадьбе бабушки Лермонтова, графини Арсеньевой, прошли мастер-классы для молодых авторов, пишущих для детей
Их съехалось 20 человек, а с ними и мастера: детские писатели Эдуард Успенский, Валерий Воскобойников, Михаил Грозовский, критик Игорь Шайтанов. Вдохновителем и организатором совещания стал Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ (председатель – Сергей Филатов, координатор?– Ирина Ковалёва).
Обсуждения и чтения текстов проходили каждый день. Дмитрий Фролов из Саранска читал стилизованные старославянские сказания, Тамара Сон из Челябинской области – сентиментальные рассказы о собаке, Наталья Дубина из Санкт-Петербурга – повесть о девочке, которая обрела родителей и аквариумных рыбок на потолке, Алиса Ганиева из Дагестана?– сюрреалистическую сказку о свете и людоедстве, Анна Матасова из Карелии?– замечательные детские стихи. Ольга Алёнкина из Курской области приехала с маленькой дочкой, которой Михаил Грозовский подарил свою книжку-игрушку, воспроизводящую голоса разных зверей и птиц.
Творческие вечера мастеров проходили практически ежедневно. Эдуард Успенский отвечал на вопросы и рассказывал эпизоды из собственной жизни. Валерий Воскобойников прочитал лекцию об истории детской литературы (час с лишним пролетел незаметно). Михаил Грозовский не только читал стихи, но и включал аудиозаписи песенок на свои слова. Игорь Шайтанов со знанием дела рассказывал о переводах и переводчиках.
Помимо всего прочего писатели побывали в усадьбе Шан-Гиреев, посетили фамильный склеп Арсеньевых с могилой Лермонтова, обследовали местную мельницу и тарханские аллеи… В последний день мастер-классов к тарханским гостям приехали дети изо всех окрестных деревень. Им читали стихи, и они сами от маститых литераторов не отставали. Одна девочка прочитала стихотворение про брошенного младенца, её тут же начали снимать телекамеры, а Эдуард Успенский пожал ей руку.
Вообще, большинство молодых писателей бывали на подобных мастер-классах неоднократно (совещание проходит уже в пятый раз, до этого они собирались в Спасском-Лутовинове, в Ясной поляне и в других литературных музеях страны). Многие печатаются в литературных журналах для детей, пишут сценарии для «Ералаша», пьесы для кукольных театров или даже строчат книги массовых популярных серий по заказу издательств. Другие (например, актёр из Омска Леонид Гусаров) приехали впервые и только начинают свой путь на писательском поприще.
К литературе для детей часто относятся легкомысленно – как к чему-то «облегчённому». И очень зря. Именно она требует от писателя особенного мастерства, огромной нравственной высоты и исключительной честности. Книги, прочитанные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Не все из них, конечно, люди перечитывают в зрелом возрасте, – однако передают по наследству собственных детям, отчего судьба таких книг одним поколением читателей не ограничивается.
Л. Пантелеев, автор хрестоматийного «Честного слова» и соавтор удивительной «Республики Шкид», вспоминал, что в детстве увлекался произведениями Чарской, и когда вдруг решил перечитать её через много лет, ужаснулся, испытав полнейшее разочарование. Потом в его душе сосуществовали «две Чарских». Чтобы не случалось таких раздвоений, нужно писать для вечности. Именно к этому, будем надеяться, станут стремиться молодые детские писатели. Во многом именно от их стараний зависит, вырастут ли следующие поколения честными и чистыми, «с незапачканным сердцем». Мастер-классы в Тарханах стремились помочь им как раз в этом.