В Москве в пятнадцатый раз прошла церемония награждения героев призом журнала «Балет» «Душа танца»
Это событие не из «народных». Академический характер придаёт ему тот факт, что учредитель приза журнал «Балет» – издание профессиональное, чтобы не сказать элитарное. Потому и оценки «избирательной комиссии» кому-то могут показаться неожиданными. Но эта неожиданность проистекает единственно из способности экспертов предугадать тенденции развития отечественного танца. Ведь как бывает? По оглашении «приговора» о лауреатах говорят вполголоса, зато после вручения статуэтки их имена обсуждает весь околобалетный мир. И происходит это не по факту награждения – напротив, сам лауреат рождается из смутных эманаций публики, симпатий критиков.
При этом церемония «раздачи душ» и гала-концерт, сопутствующий ей, носят характер парадокса. Не каждый способен вместить на одной сцене Дениса Матвиенко (Мариинский театр, номинация «Звезда») и танцующий мужской класс ГИТИСа (ныне РАТИ). Уровень несовместим, да, но – повторяю – приз профессиональный, а в чём-то и домашний. В хорошем же доме малыши никогда не остаются без присмотра. За ними наблюдают сызмальства. Как и за их «няньками» и «дядьками». Вот и получает профессор РАТИ Евгений Валукин «душу» в номинации «Учитель» под выступление своих воспитанников, а Людмилу Ковалёву из Вагановской академии (номинация та же) приветствует знакомая Москве Виктория Краснокутская. Я рад не столько за педагога, сколько за Вику, имеющую великолепного наставника, – девочка стала лучше за те полгода, что я её не видел.
Жаль, что я не смогу перечислить всех лауреатов. Их немного, но почти о каждом можно написать роман. И Людмила Семеняка, и Алла Осипенко (обе – «Мэтр танца») – персонажи русской классической литературы, а не репортажной публицистики. Рассказать пока нечего о Владимире Шклярове (Мариинка, «Восходящая звезда»), но – поверьте – это только пока: танец в его исполнении потрясающе красив и по-мужски энергичен.
Гораздо больше тёплых слов найдётся для другой «восходящей»: Екатерины Крысановой (на снимке). Но это потому, что она – москвичка, солистка Большого, всегда на виду. Мне эта танцовщица симпатична давно, я одинаково люблю её во всех спектаклях, кроме «Сильфиды»: здесь я просто умираю от восхищения! Крысанова – мой выбор. О котором, правда, меня никто не спрашивал, но всё равно учёл.
Самым неожиданным решением журнала «Балет» было возведение в градус «Мага танца» Ильи Авербуха, представлять которого, к счастью, не нужно никому. Неожиданность эта имеет результатом не возмущение, но восхищение: кажется, мы сами способны были назвать спортсмена «магом», но (по глупости, по недомыслию, по спешке) забыли, что танцевать можно не только на театральных подмостках, но и на льду.
Главный редактор «Балета» Валерия Уральская народный танец любит и ценит. Вызовом современному миру выглядит ежегодное присуждение «душ» в «народных» номинациях. Само по себе – без персонажей. Однако я усугублю традиционализм «Балета» и назову «друзей народа»: Лев Голованов как «Звезда» и «Рыцарь» – Игорь Шаповалов.
На этом всё. Про остальное пусть напишет Елена Федоренко – обладатель приза «Лидер прессы». Я уступлю ей это право – она действительно лучшая среди нас.