Но не пускает этот
Московский дом национальностей отмечает в этом году своё 10-летие. К юбилею МДН сделал себе подарок – впервые на его сцене состоялась премьера спектакля. Пьеса Николая Космина «Слеза Господа...» предстала в постановке автора.
Тем, кто не был в МДН, сложно себе представить, перед сколь непростой задачей оказались постановщик и исполнители. Изящная, но крохотная сцена позволяет разместить лишь минимум декораций и буквально душит весь тот вулкан драматургических страстей, заложенных в тексте пьесы. Собственно, драма «Слеза Господа...» стала инсценировкой одноимённого рассказа Николая Космина, рассказа, открывающего уже известную отечественному читателю 16-томную антологию «Шедевры русской литературы ХХ века».
Достойная, разумеется, гораздо более представительных сценических площадок, пьеса, как казалось в начале спектакля, не выдержит испытания ещё и дефицитом звукового и светового оформления. Мычание коровы доносилось не со сцены, а откуда-то сбоку и запросто смахивало на отдалённый гудок паровоза. К вполне понятной премьерной психологической нагрузке на исполнителей добавилась и чисто организационная.
Но, как говорится, наших трудности только закаляют. Через десять минут зал уже с неослабевающим вниманием следит за бурей, бушующей в душе бывшего вора в законе Ивана Журавского, предчувствующего конец жизни. Популярному солисту столичной филармонии, чаще всего выступающему с чтецкими программами, Юрию Голышеву удалось в этой непростой роли многое, если не сказать всё. Не верящий ни в чох, ни в сон матёрый урка, уходящий в мир иной, исповедуясь любимой жене Броне (актриса Театра им. М. Ермоловой Ольга Матушкина) и телящейся корове Мане, вдруг ясно понимает, что если нет Господа, то нет и того света, а значит, не ждёт его там и встреча с любимой женой. А если есть тот свет, то бывшего уголовника там ждёт… тюрьма? Но туда-то как раз Иван ни за что не хочет угодить. И просит Броню положить ему в гроб… пистолет. Чтобы сразу покончить с собой на том свете, но не попасть заново за решётку!
Но должен всё-таки быть Господь, и хоть одну слезинку прольёт он над горестной, полной тяжких испытаний судьбой любящей четы. И верится им, что окажутся они на том свете снова молодыми и красивыми, и нарожают десяток ребятишек, и не будет на их новом жизненном пути ни преступлений, ни тюрем, но лишь любовь ко всему окружающему.
Так разрешаются нравственные мучения Ивана, и он умирает. В тот самый момент, когда по предсказанному им корова Маня приносит не одного, как всегда, телёнка, а двух. Броня принимает роды, не подозревая, что муж оставил её…
Не сомневаюсь, что это одна из лучших, если не лучшая театральная работа Юрия Голышева. Символично, что изначально эта роль писалась для нашего знаменитого актёра Михаила Ульянова, а в исполнении Голышева явственно просматривался именно ульяновский темперамент.
Чего никак, увы, не скажешь об исполнительнице роли Брони. Ольга Матушкина выглядит достаточно отстранённо. Повторюсь, наверняка ей было непросто работать в вышеописанной ситуации. Однако восприятию её образа мешали и совершенно новые калоши, отвлекающие внимание. И её достаточно дежурная взрывчатость – только на уровне реплик. А финал оказался и вовсе скомканным. Ожидаемое горе женщины, потерявшей внезапно любимого супруга, вылилось всего лишь в немую сцену, которую зрители не сразу и восприняли окончанием спектакля.
Все эти издержки, верю, непременно уйдут в прошлое на новой, достойной этого сильного текста и исполнения сцене.