Дневник-блог майских побед и поражений
Метод «штабелей трупов» действует безотказно
СПОРТИВНЫЕ СТРАСТИ
Спорт хорошенько «врезал» по мозгам телезрителей за последние две недели. Сначала потрепал нервы питерский «Зенит», выигравший Кубок УЕФА по футболу. Затем заставляла держаться за левый бок наша сборная по хоккею, которая спустя 15 лет вернула себе (и нам!) звание чемпионов мира. Наконец, английское нашествие на Лужники в виде манкунианцев, гоняющих по новому газону мячи с игроками абрамовичского «Челси». Всё это довело наших телекомментаторов до такого умопомрачения, что даже Дмитрий Губерниев, попав почему-то в качестве ведущего (?!) на музыкальный конкурс певцов-исполнителей «Евровидение-2008», превратил его в очередное спортивное состязание. Постоянно употребляя выражения вроде – «наша дружина» и «наши болельщики», он окончательно добил зрителей неожиданным заявлением: «Дима Билан выступает за сборную России». И это можно было бы пропустить «мимо ушей», но комментатор был просто в ударе, когда радостно отметил, например, как «хорошо пел израильский... спортсмен»!
Слова часто выскакивают быстрее текущей мысли, как, впрочем, и бегущие строки информационных каналов. С каждым месяцем ошибок в текстовых лентах становится всё больше, словно программы новостей специально договорились о состязании за их наибольшее количество.
ИГРЫ ЭФИРА
Одним из первых клипов в истории телевидения, как известно, был предвыборный видеоролик Джона Кеннеди. Тогда ещё и понятия «клип» не существовало. Но консультанты будущего президента США вычислили, что важнейшей темой для американцев является ядерная война. Это было в начале 1960-х, тревога о «третьей мировой» просто висела в воздухе. Тогдашние пиарщики придумали маленький фильм, всего на 50 секунд, чёрно-белый. Сюжет: девочка копается в песочнице, строит куличики. И вдруг… на заднем плане, на фоне красивого горизонта и зелёной травы, – вспышка взрыва, начинает вырастать ядерный гриб. Ни слов, ни музыки. А затем возникает надпись на экране: «Американцы! Вы хотите этого?!» Кеннеди победил, как говорят, благодаря этому клипу. А потом запросто, будто не было ролика, продолжил тягаться в ядерной гонке с СССР.
Подобные манипуляции сознанием возможны по многим причинам. Одной из них является психологический фактор, управляющий общественными поступками и действиями, который называется «эффект толпы». Современное телевидение фактически его и создаёт. Зрители независимо друг от друга, будучи изолированными один от другого, находясь в своих отдельных квартирах, смотрят одну и ту же программу и в итоге – думают и мыслят одинаково. Из чего вырастает пресловутый глобальный конформизм. Потому массы людей и покупают одинаковые телефоны, стиральные порошки или корм для кошек. Дело не в «страшном», скрытом 25-м кадре, о котором многие испуганно говорят. Психологи, кстати, считают, что кадр этот никак не влияет на зомбирование людей. Происходит оно, скорее всего, от простого количества повторов. Профессионалы подтвердят мою мысль: для достижения результата на ТВ протяжённость ролика (сюжета, клипа) значения не имеет. Важно число показов! Минутный ролик можно повторить 10 раз, но если его уменьшить вчетверо и затем по 15 секунд показать 40 раз – результат будет намного серьёзнее. «Ложь, сказанная сто раз, становится правдой» – известная формула Геббельса. Так проявляется важнейший способ манипуляции сознанием на телевидении – внушение. Неплохим вариантом такого манипулирования становится умение внедрять слухи и домыслы, а также переносить частные события в сферу общественных интересов. Например, закопалась в земле какая-то группа людей-сектантов. Никто толком не знает – зачем и почему, но частная проблема маленькой деревни становится «ужастиком» для всей страны.
Ещё один часто употребительный способ воздействия на массы я бы назвал методом «штабелей трупов». Он действует безотказно последние 15 лет. Яркий пример: до сих пор не ясно – сколько людей погибло во время репрессий в сталинское время. И зрителей всё время пугают цифрами: от 5 до 100 миллионов жертв. Как будто в этом дело! Ведь могло быть убито и 100 тысяч, что, я думаю, уже немало! Вспоминается недавний спор по данному поводу в программе «К барьеру!» г-на Чубайса (не энергетика, а его брата), выдвигавшего цифру в 100 миллионов загубленных душ, и «всезнайки» Веллера, утверждавшего, что «он подсчитал» (!) – их было «всего лишь» миллионов 20...
Метод страшилок приводит к тому, что зритель вынужден в поисках психологической защиты от «напора ужасов жизни» выбирать меньшее из зол. То есть напуганная аудитория вместо Жириновского (вдруг приведёт к гитлеризму!) или Шандыбина (к сталинизму!) выбирает того, кто хотя бы кажется позитивным. К тому же у нас запросто замалчиваются одни факты и выпячиваются другие. Модная нынче тема: как тяжело живётся гастарбайтерам в Москве и Подмосковье. У них постоянно проверяют документы, бьют, обирают в милиции, обитают они в землянках и сараях, питаются чем попало. И некоторые даже умирают. Но при этом замалчиваются другие факты. Например, что у нас в России ежегодно исчезают бесследно тысячи человек! Просто уходят и не возвращаются домой. В Европе из-за двух-трёх пропавших уже били бы тревогу. Или ещё – в автомобильных катастрофах и от СПИДа каждый год умирают десятки тысяч! Разве это не общенациональная проблема?! Но об этом на ТВ – почти молчок, лишь редкие, время от времени, напоминания.
Напомню ещё об одном серьёзном методе манипулирования: создании не совсем правдивых историй или даже мистификаций. Когда за реальный факт выдаётся событие, которое на самом деле существует в другом измерении. И опять вспомню о пензенских «сектантах». Ещё до их «закапывания» в землю все вокруг знали об их существовании. Они и раньше жили в той деревне. И никто ими не интересовался. А внимание обратили только потому, что был создан журналистский повод. Приехал какой-то корреспондент, снял «дырочку» в земле, откуда дымок шёл, и раздул из этого невероятное событие до «космических» масштабов. Вспоминается старая советская история со старообрядческим семейством Лыковых, обитавшим в сибирской тайге. Жили они себе спокойно ещё со времён царской власти. Им было всё равно – летал ли Гагарин в космос, да и вообще – совершал ли Ленин свой переворот. Но вышли статьи в газетах, поехали корреспонденты... После появления настырной «цивилизации» семья Лыковых вымерла почти вся! Они не могли «контактировать» с современными людьми, у них была вообще своя жизнь. А вместо того, чтобы оставить их в покое, было создано ложное событие, которое породило известный результат. Таких Лыковых и теперь много живёт по всей России, но никто почему-то ими не интересуется.
Эпоха телеманипулирования наступила. Хотя мы находимся лишь у её истоков. Как говорится, будущее за «профессионалами».