Композиция в живописи. – М., 2007. – 176 с.: ил.
Книга «Композиция в живописи» представляет собой современное нетривиальное и ёмкое по содержанию исследование в одной из самых важных областей изобразительного художественного творчества и учебной художественной практики. В основу положен авторский курс лекций по «Основам композиции в живописи», который был разработан и прочитан Т.В. Бауковой членам Ассоциации художников-педагогов Москвы и Подмосковья.
Композиция считается самым важным и трудным предметом теории и практики изобразительного искусства. Эта область многогранна и необъятна, поскольку охватывает все стороны изобразительного художественного творчества – от законов, изобразительных средств и приёмов создания художественного произведения искусства, особенностей функционирования мозга, образно-эмоциональной сферы и зрения человека до сложных индивидуальных проявлений в произведении искусства личности самого художника.
Знание единых фундаментальных законов гармонии, действующих во всём мире, и основ создания композиции художественного произведения (его структуры) необходимо для каждого художника, работающего в станковом (живопись, графика), декоративно-прикладном и любом ином виде искусства, поскольку снабжает его не только элементарной профессиональной грамотностью построения и восприятия художественного произведения искусства, но и наделяет гибкими возможностями для дальнейшего художественного экспериментирования в своей творческой деятельности.
Основное внимание уделено не декоративному (формальному) достаточно изученному рациональному типу композиций произведений абстрактной живописи, а самому сложному и загадочному, интересному и практически не исследованному типу композиций – творческой (неформальной) композиции художественного произведения живописи, графики. Именно этот тип композиции, составляющий основу любого художественного произведения искусства, излучающий закодированное духовное и образное наполнение, гармоничную целостность и художественную выразительность замысла, как правило, не оставляет зрителя равнодушным, заставляет его ощутить комок в горле от искусства. Скудная освещённость данной категории композиции в учебной и иной литературе, по-видимому, связана со сложностью изложения её главного наполнения. Для создания творческой композиции помимо добротной профессиональной грамотности и мастерства необходим вдохновенный вклад таланта, интуитивного духовного озарения, образного мышления, фантазии, творческого темперамента, нравственности и интеллекта личности художника. А всё перечисленное в связи с достаточной неопределённостью (абстрактностью) понятий трудно трактовать.
Хочется отметить новаторство авторской концепции подхода к освещению комплекса основных проблем, связанных с неформальной композицией, а именно – рассмотрение её с различных позиций: современной науки, учебного процесса, базирующегося на классическом художественном образовании, и свободного художественного творчества. В содержание пособия удачно вплетена краткая констатация законов работы мозга, зрения, образно-эмоциональной, психофизической и духовной сферы человека, оказывающих непосредственное скрытое воздействие на творческий процесс рождения искусства.
Работа Т.В. Бауковой – серьёзное, оригинальное, законченное и актуальное исследование, имеющее важное теоретическое и практическое значение для художников самого широкого профиля. Автором предложен новый интересный объёмный подход к освещению темы «Композиция» на стыке современной науки и искусства. В пособии сконцентрирован, систематизирован и удачно изложен огромный и сложный материал по необходимой для любого художника многогранной теме «Композиция», а также затронуты различные аспекты знаний, имеющих непосредственное отношение к изобразительному творчеству.
Несмотря на плотность информации, заложенной в содержание пособия, текст написан в живой и эмоциональной форме с позитивным настроем. Материал содержит много интересных находок, обобщений, рекомендаций и напутствий, настраивающих начинающего художника на активное развитие собственного творческого потенциала, расширение кругозора и образного мышления; воспитание в себе трудолюбия, духовности, нравственной чистоты и скромности.
, народный художник СССР, вице-президент Российской академии художеств