Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 февраля 2017 г.
  4. № 6 (6586) (15.02.2017)
Литература

С правом на счастье

15 февраля 2017

Элла Матонина возвращает русских художников в мир наших дней


Она сидела в окружении почитателей и взволнованно рассказывала о чём-то. Величавая, излучающая свет, обаятельная женщина. Её глаза светились огнём внутреннего возбуждения, и вокруг неё была разлита такая лёгкая, живая, весёлая атмосфера, что публику притягивало к ней, как магнитом.

Грациозная головка чаровницы, горделиво украшенная копной белокурых волос, подводила к мысли о значимости происходящего. Так оно и было. Речь шла о книге Эллы Евгеньевны Матониной (а это, конечно же, была она). Книга вышла недавно в издательстве «У Никитских ворот» в соавторстве с Эдуардом Говорушко, давним творческим сотоварищем её (ещё по работе в Риге). Чем так привлекала слушателей эта восхитительная женщина? О чём шла беседа?

Элла Евгеньевна вела рассказ о судьбе Марии Клавдиевны Тенишевой. Книга была написана ещё в 2008 году, но по причине разбалансированности российской жизни в последнее время увидела свет только недавно.

Княгиня Мария Тенишева, легендарная хозяйка знаменитого сельца Талашкино, где трудами этой изу­мительной женщины – красавицы, умницы, талантливой певицы и создательницы культурно-просветительского центра – создан уникальный очаг творческой жизни, в основе которого та­лант народной русской изобретательности.

– Почему я стала писательницей? – задаётся вопросом Элла Матонина и отвечает с чуть заметной иронией по отношению к себе, – да потому что не могу молчать, когда погрязают в забвении такие могучие натуры, одарённые Богом созидатели прекрасного, как Мария Клавдиевна Тенишева. Я считаю таких людей достоянием народов, в данном случае моей Родины – России. И именно так, желанием прославить её, гордиться своей Отчизной относилась Тенишева ко всем своим огромным начинаниям.

7-1-6.jpg

Личность огромного духовного наполнения Мария Тенишева превратила благословенный кусочек старинной русской земли Талашкино в уникальный музей русской старины, где творили лучшие художники России – И. Репин, Н. Рерих, В. Серов, М. Врубель, С. Малютин, К. Коровин, где силами одарённых крестьянских детей был создан оркестр народных инструментов с участием гения русской народной музыки В. Андреева.

Важно подчеркнуть, что Матонина, обращаясь к судьбе ярчайшего представителя русского таланта, ищет не просто судьбу, но и тот внутренний духовный движитель, который определяет путь жизни такого человека, как Мария Тенишева.

В творчестве Эллы Матониной особое место отведено познанию сути русского творческого человека. Именно такие могучие натуры, созидающие свой талант во имя восхождения культуры к новым высотам и открытиям, во главе угла творчества писательницы.

Она поразила воображение читателей новой книгой, изданием сборника «Разговоры», где собрала великолепные очерки и беседы автора с ведущими художниками нашего сложного и тревожного своим непостоянством времени. Её собеседники – Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Сергей Герасимов, Ирина Архипова, Михаил Казаков, Ольга Иванова, Юрий Каюров, Татьяна Ахрамкова, Валентин Клементьев, Пётр Губарев.

Элла Матонина ищет, где главная составляющая сегодня для укрепления и обогащения фундамента Отечества. И мощный дар её собеседников приходит ей на помощь.

Она человек театра, певец его красоты. Великолепный театральный критик, она лично заинтересована в процветании русского театра. Вот отчего её любят в МХАТе им. М. Горького и в Театре им. Вл. Маяковского, в Музыкальном театре Б. Покровского и в консерватории…

И, может быть, потому ей особенно удалась книга под скромным названием «Вторая жизнь», которую писательница выпустила в 2006 году, также в соавторстве с Э. Говорушко.

За названием прячется главная интрига, автор скрывает её намеренно, как бы готовя читателю сюрприз: эта книга о Любви, о любви двух прекрасных людей А.П. Чехова и Лики Мизиновой, о трудной судьбе их, так и не постигших настоящего счастья.

В этом повествовании автор поглощена красотой и величием искусства театра, и книга «Вторая жизнь» приобретает удивительные черты праздника жизни, которым одаривает читателя автор книги.

Да, Чехов писал пьесы, как многим казалось, грустные пьесы, причём же здесь «праздник жизни»? Не слишком ли?! Нет! И нет!

7-3-6.jpg

Э. Матонина вводит читателя в тайны судьбы, что выпали на долю Лики Мизиновой, в конце концов вышедшей замуж за прекрасного театрального режиссёра, соратника К.С. Станиславского, который создал на мировых сценах свой мир театра и озарил его светом своего мастерства. Имя ему Александр Санин.

– Я чувствую в себе необходимость призывать, возвращать ярких русских художников в мир наших дней! – говорит Элла Матонина. – Если хотите – это моё кредо!

Спасибо ей за это. Этим же чувством руководствовалась она, когда бралась за публикацию дневников К.Р. Было время, когда мало кто знал, что под этими инициалами скрывается известнейший русский поэт начала ХХ века великий князь Константин Романов.


Растворил я окно, стало грустно невмочь.

Опустился пред ним на колени.


Какой щемящий лиризм, сколько чувства…

Стихи, вдохновившие Чайковского.

И всё же. Главное, о чём будем писать сейчас, – роман Эллы Матониной. В нём квинтэссенция, суть творчества писательницы, имеющей свой неповторимый почерк, своё кредо.

Она назвала этот роман «Счастливая жизнь». Знаете ли вы ещё автора, который осмелился бы в наше грозное, полное войн и революций время, заговорить вслух, открыто, во весь голос о счастье?!

Книга охватывает время с 1883 по 1954 год, рассказывает о жизни замечательной русской семьи, где много детей, где передан колорит эпохи, приметы русской жизни, неповторимость национального бытия. Как каждый в России, эта семья пережила две революции, две мировые войны, «знала жизнь великого, уникального в человеческой истории государства СССР».

Семья жила любовью, мечтами и стремилась к счастью. Почти 650 страниц увлекательного чтения – поиски счастья, стремления к счастью, обретение счастья, когда расцветает личность, когда поёт душа, когда мир прекрасен. Браво, Матонина!

Живя в тревожных, буйных, противоречивых, страстных ХХ–ХХI веках, мы зачастую боимся признаться, что жаждем счастья.

Элла Евгеньевна Матонина не побоялась, заявив о праве человека на счастье, и победила. Книга нарасхват, потому что она укрепляет человека, дарит радость. Повествование льётся, как живая, полноводная река, потому что со страниц этой замечательной книги к нам в дом приходит покой, мы обретаем равновесие в душе и красоту!

И всё это происходит потому, что Элла Матонина – человек большой души, высоких помыслов, не скупа на добро и щедрость душевную. У писателя нежное сердце, она любит людей. Человек обязан быть счастливым, за этим он приходит в мир.

И мир этот прекрасен!


«ЛГ» поздравляет Эллу Евгеньевну Матонину с юбилеем с горячими пожеланиями радости творчества.


Тэги: Творчество Элла Матонина
Обсудить в группе Telegram

Галина Ореханова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

    18.05.2022
  • Житейские неурядицы иногда помогают писать, а иногда мешают

    15.04.2022
  • «Огненные» граффити

    13.10.2021
  • «Наши звезды и наши кресты…»

    05.10.2021
  • Образы пространства в поэтическом мироздании Юрия Кузнецова

    27.09.2021
  • Гений

    60 голосов
  • Иван Ефремов, двуликий гений жанра

    57 голосов
  • Придумать и осуществить судьбу

    55 голосов
  • Писатели и карантин

    50 голосов
  • Из глубины всплываем в Небеса

    45 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS