«Не счесть алмазов и жемчужин – в далёкой Индии чудес...» – так пели о ней во времена Афанасия Никитина. Всё это осталось. Но ныне Индия по уровню ВВП – третья экономика мира после США и Китая. Например, её фармацевтика заполнила рынки, её программное обеспечение на 60 млрд долларов ежегодно поступает в мировую компьютерную сеть и (парадокс!) российские машиностроители и приборостроители в какой-то момент предпочитали закупать не уральскую или кузбасскую, а индийскую сталь – было дешевле. Многое в стране переплелось. Вот время от времени проходят демонстрации противников убоя коров, но при этом страна разрабатывает космические, ядерные, энергетические программы, проекты с жидким водородом. Удивительны история и сегодняшний день Индии!
Британцы выкачали миллиард
Индия, Египет и Китай выделяются в мире стабильным составом населения и местоположением. Мало кто может похвастаться таким постоянством. Например, о Германии Ф. Энгельс писал: «Немцы отнюдь не первые обитатели той территории, которую они занимают в настоящее время. По меньшей мере три расы предшествовали им». При этом интересно, что иностранные завоеватели не раз вторгались на Индостанский полуостров, но ни Александр Македонский, ни персидская держава, ни империя Великих Моголов (XV–XVI вв.), ни орды Чингисхана не смогли изменить облик Индии. Однако попытки покорить индусов не прекращались.
Из европейцев первыми сюда пришли португальцы, а в 1617-м Британская Ост-Индская компания получила право торговать с Индией от могольского императора Джахангира. Много усилий приложила и английская королева Елизавета I, началась колонизация Индостана. За столетие методичные бритты вытеснили других конкурентов-европейцев, стали, по сути, хозяевами страны золота, алмазов, жемчугов, шелков и пряностей.
Если считать по старому курсу, за первые полтора века Лондон выкачал из Индостана 1 миллиард фунтов стерлингов, с помощью которого осуществил у себя в стране промышленный переворот и превратил её в «мастерскую мира». В 1876-м уже другая британская королева приняла титул императрицы Индии. Стало нормой, чтобы «лучшие дома Лондона» украшали изделия бенгальских мастеров и паласы с экзотичными девами. В 1929-м из колонии Индию повысили до статуса доминиона.
В стране зародились две мировые религии: индуизм (ныне его исповедует один миллиард человек) и буддизм, у которого 500 миллионов приверженцев. Что касается населения, судя по всему, через 2–3 года Индия обгонит даже КНР. Кстати, цифры, которые мы называем арабскими, изначально придумали индусы.
Такой народ не мог бесконечно жить под колониальной администрацией, и он порождает выдающуюся личность: писателя, философа, мыслителя, называемого индийским Львом Толстым. В 1913-м Рабиндранат Тагор стал первым неевропейцем, лауреатом Нобелевской премии по литературе. В 1930-м он посетил Москву и до конца жизни был стойким поклонником СССР. Примерно тогда же стал известен и почитаем Махатма Ганди. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала огромное влияние на движения сторонников мирных перемен. Увы, в 1948-м его убили радикальные экстремисты, противники новых властей.
Имя выучил даже Хрущёв
К 1947 году в английском обществе появились идеи уменьшить бремя колониальной миссии на Ближнем Востоке и Индостанском полуострове. Мол, важнее сосредоточиться на восстановлении страны и выплате долгов за американский ленд-лиз (лишь в 2006-м Великобритания окончательно расплатилась с любимой союзницей). Но главное – всё настойчивее шли к своему освобождению сами индусы. И вот 15 августа 1947 года последний генерал-губернатор, вице-король Индии лорд Луис Маунтбеттен и адвокат Джавахарлал Неру подписали договор о независимости Индии и мусульманской части Индостанского полуострова под названием Пакистан.
По стечению обстоятельств в начале 1948-го в зимней Москве появились две красивые женщины в непривычных нарядах и в роли послов: Голда Меир от Израиля и от Индии – Виджая Пандит, младшая сестра Д. Неру, ставшего первым премьер-министром страны. Верительные грамоты дамы вручали: г-жа Пандит – в сари, г-жа Меир – в длинном чёрном платье и бархатной шляпке-тюрбане.
В Индии началась эпоха клана Неру–Ганди, которая длилась почти 70 лет. Непростое имя её родоначальника научился выговаривать даже Н. Хрущёв: Джавахарлал Неру. Его сменила дочь Индира Ганди, первая женщина премьер-министр, затем её сын Раджив. И мать, и сын позже были убиты террористами. Вдова Раджива, итальянка Соня Ганди (они познакомились во время учёбы в Кембридже), после гибели мужа была с 1998 по 2017 год, с краткими перерывами, премьер-министром и председателем ведущей партии Индийский национальный конгресс.
От ТЭЦ до авианосца
Что получило первое руководство от просвещённых бриттов? Ужасающую бедность, антисанитарию, неграмотность до 70% жителей, продолжительность жизни немногим больше 30 лет и только 4% пресных водных ресурсов на 15% мирового населения. А ещё – кастовое неравенство, когда миллионы людей считаются «хариджанами» (неприкасаемыми в буквальном смысле). И это при гендерном дисбалансе: на тысячу мальчиков рождалось чуть более 900 девочек. Уже не говорю о незатухающих территориальных спорах с Пакистаном и Китаем.
Однако центральные и провинциальные руководители, выходцы из зажиточных слоёв (откуда англичане брали на службу чиновников), служащие и полицейские были сплошь выпускниками крепких и авторитетных тогда британских вузов и немало преуспевали в искусстве госуправления. К тому же искренне хотели поднять страну, были патриотами.
Руководство СССР, а в последние годы и России стремилось наращивать связи с Индией. И они за десятилетия эволюционировали от участия страны в «движении неприсоединения» до вхождения в состав БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, КНР, ЮАР). Крепли контакты на культурном фронте. Скажем, фурор произвёл в 1951-м Радж Капур в фильме «Бродяга». Успех у советских зрителей, подуставших от лент о колхозном энтузиазме, был огромным. Песни из фильма знали все. То же самое произошло с картиной «Господин 420». Почему бы опять не начать привозить в Россию индийские фильмы?
Конечно, главное внимание уделялось экономическому сотрудничеству. Идеи коллективизации крестьян в Дели отмели сразу, а индустриализация – пожалуйста! При содействии СССР с 1955 года возводился и набирал силу металлургический комбинат в Бхилаи мощностью до 4 млн тонн стальной продукции в год (на неё-то и положили глаз наши машиностроители). Всюду известен крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод в Джамнагаре. И он построен при содействии СССР. Сейчас за сутки он потребляет около 5 млн баррелей нефти, поступающей в основном из России. Таких примеров много. Понятно, что Индия остро нуждалась в электроэнергии, но ГЭС там негде было возводить. Тогда по московской подсказке построили 173 малые ТЭЦ по всей Индии. Изменялась и жизнь общества: грамотность выросла к 2022 году до 74%, а ВВП на душу населения с 64 – до 1500 долл.
В Стратегии национальной безопасности РФ зафиксировано «особое привилегированное стратегическое партнёрство с Индией». Сумма военных контрактов достигает ныне 66 млрд долл. Действуют более 200 совместных проектов по производству военной продукции, в т.ч. по экспорту в третьи страны. Значительная часть парка ВВС Индии и её военно-морского флота – российская техника. С 2007 года Индия занимает первое место в оружейном экспорте РФ. Вехой в этой сфере сотрудничества стал авианосец «Викрамадитья» (с санскрита – «Всемогущий», «Победитель»), ставший в 2013-м флагманом ВМФ Индии: его перестроили и модернизировали на северодвинском «Севмаше» из ракетного крейсера «Адмирал Горшков», приспособив под приём боевых самолётов.
Что происходит сейчас? В обстановке жёстких западных санкций против России Индия даже увеличила закупки нашего угля и нефти, расчёты производятся в рублях, рупиях и диргемах ОАЭ. Конечно, есть и проблемы. Обе страны исходят прежде всего из своих национальных интересов, Индия по объективным причинам вынуждена порой лавировать, но всё это не затрагивает сути взаимоотношений. Впереди много интересного и значительного. В этом не сомневаются ни в Индии, ни в России. Крепнет и объединение БРИКС как интегрирующий, перспективный и справедливый центр сотрудничества в мире.
Олег Туляков