По пьесе Виктора Розова
Вообще возвращаться к артефактам прежних лет всегда непросто: неизвестно, как теперь сложатся отношения с реалиями давно минувших дней.
Непросто, это правда, но тем неожиданней и утешительней повстречаться с незаслуженно забытой хорошей пьесой 1970 года в достойной постановке.
В 1981 году по пьесе был снят фильм (с такими звёздами, как В. Санаев, Л. Филатов, Л. Савельева), который сам драматург считал, вместе с фильмом «Летят журавли», одной из самых удачных экранизаций своих произведений, была ещё постановка в БДТ, но вообще судьба у пьесы сложилась не слишком удачно, цензура недолюбливала её.
В спектакле Р. Мовсесян нет акцента на житейских приметах, режиссёру удалось совместить восприятие знаков того времени с сегодняшним днём, сделать их если не созвучными современности, то, во всяком случае, не обломками руин.
В конце концов творческие писательские неудачи и сейчас нередки; тренерская работа и сейчас – лотерея; кандидатство наук – теперь не так актуально, как в советское время, но оно и упоминается вскользь; старый диван из 50-х – уже антиквариат; поездка в Лондон воспринимается не как нечто ирреальное, такого не бывает, но как дело обыденное, нормальное. Несколько натянуто звучит альтернатива Лондону, поездка внутри СССР, но здесь на передний план выступают отцовское смятение и сыновняя преданность, которые необходимо привести к некоему знаменателю, не зависящему от географического вектора.
Актёры в трёх центральных ролях – Кима, Нины и Альберта – держат напряжение в отношениях, даже не могу решить, кто из них более органичен, пожалуй, равнозначно сильное исполнение у каждого из троих.
Послабее на их фоне выглядит молодой учёный, бывший жених, явно не дотягивает до уровня мастерства коллег. Вместо потребительского равнодушия он играет то застенчивость, то нерешительность, теряется под напором нешуточной страсти Нины, и всё как-то неубедительно, по-ученически.
Хорошо, что происходит возвращение к такому качественному литературному материалу, его востребованность очевидна.
Поклонников «новой драмы» и насмешек, скорее всего, будет раздражать «совковая» патина на материале, его добротность и серьёзность, ну а зато консерваторы, традиционалисты и просто здравомыслящие люди увидят: по-прежнему интересная пьеса обрела справедливое воплощение.