Россия, Беларусь и все страны Закавказья – в единой транспортной системе бывшего СССР
На прошлой неделе из Западной Сибири завершена поставка российского энергетического оборудования для крупнейшего индустриального проекта Армении – Разданской теплоэлектростанции. Она будет работать на российском газе. Эти перевозки в марте – первой декаде сентября общим объёмом в 50 тонн впервые осуществлены в рамках регулярного трансчерноморского паромного рейса порт Кавказ – порт Поти (Россия – Грузия) и далее, по Грузинским железным дорогам, в Армению.
Это соб ытие впрямую касается экономических связей не только России, но и Беларуси, а также других стран бывшего СССР с государствами Закавказья. Поскольку географические факторы конфигурации железнодорожной, паромной, портовой систем в экс-СССР, да и реальные экономические интересы способствуют тому, что через Россию осуществляется не только грузовой транзит постсоветских стран в Грузию или через Грузию – в Армению и Азербайджан, но также обмен порожними вагонами между всеми странами бывшего СССР (включая и прибалтийские).
Как заявил гендиректор Потийского порта Рони Сааб, «транзитные контейнерные грузы из Поти следуют по Чёрному морю в Россию, страны Западного региона экс-СССР, так и в обратном направлении. Это связано с экономическими преимуществами, потому что портовые и другие сборы в Поти на 40% ниже, чем, например, в портах Турции». Это означает, что технологически и экономически сформирован сквозной коридор РФ – Чёрное море – Закавказье. О важной роли этого пути свидетельствует и то, что, как заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин в ходе недавних переговоров с послом Армении в России Олегом Есяном, «несмотря на общий спад в объёмах перевозимых в России грузов, линией Кавказ–Поти в 2009-м по сравнению с 2008 г. перевезено на 7% больше грузов. Завершается реконструкция пункта пропуска в морском порту Кавказ, что… сократит время доставки товаров из Армении».
Тем временем российская сторона стимулирует транзитные перевозки Беларуси и других постсоветских стран с Грузией и Закавказьем в целом не только по паромным линиям, но и через сухопутные транспортные переходы РФ и Грузии с Азербайджаном. Согласно недавнему решению Совета стран бывшего СССР по сотрудничеству в области железнодорожного транспорта: «…со станций Эстонской, Латвийской, Литовской, Белорусской, Молдавской железных дорог и железных дорог Украины вагонопоток назначением на станции Грузинской железной дороги может следовать… так и без участия паромных переправ – через пункты перехода Самур (РФ–Азербайджан) и Беюк-Кясик (Азербайджан – Грузия) без дополнительного согласования с причастными железнодорожными администрациями и дирекцией совета. Аналогично – в обратном направлении: со станций Грузинской железной дороги».
Так что российские и белорусские грузо- и вагонопотоки, можно сказать, на официальном уровне вплетены в единую железнодорожную систему всего бывшего СССР, которая включает и Грузию. А эта страна, судя по вышеупомянутому решению, продолжает участвовать в ряде экономических соглашений в рамках экс-СССР.
Итак, российско-белорусско-грузинское железнодорожное сообщение, как и прежде, сохраняется, оставаясь составной частью транспортно-перевозочного комплекса всего бывшего СССР.