Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 июля 2021 г.
Искусство Культура

Сачмо, король джаза

50 лет назад не стало Луи Армстронга, но его музыка жива

14 июля 2021
Луи был известен по прозвищу Сачмо – Губастый. Когда он играл и пел, всё забывалось: была только музыка

Его называли «величайшим музыкантом всех времён и народов». Но воздержимся от восхвалений. Важнее, что он повлиял на музыкальную культуру XX века – не только массовую. Далёкий от политики, Луи слышал дыхание жизни и отражал его и самого себя звуками пронзительной трубы и хрипловатым голосом необычного тембра. Начинал в Новом Орлеане, где услышал уличные оркестры. Именно тут возник джаз – в слиянии песен плантаций и борделей, блюзов (blue – грустный), духовных гимнов и барабана.

В таком городе и появился на свет Луи Армстронг в 1900-м. Его мама не знала точно, когда и от кого это случилось. Днём рождения Луи записали 4 июля – День независимости США. Мальчишкой пел в уличных квартетах, осваивал инструменты. Однажды в потасовке выхватил у соперника револьвер и бабахнул в того в упор. Ранил, попал в тюрьму малолеток на три года, где быстро научился чтению, письму, нотной грамоте.

Оказавшись на свободе, Луи полюбился темнокожему Джо Оливеру, заправлявшему новоорлеанскими музыкантами. И вскоре уже играл в шикарных борделях с барами, бильярдами, танцами. И потом навсегда сохранил привязанность к этим заведениям с их обитательницами. Из четырёх его жён три начинали свой путь в «квартале красных фонарей». Правда, третья, «чёрная жемчужина» Лилиан, окончила консерваторию по классу вокала. С ней Луи был недолго и вскоре сочетался с другой, из привычного круга, – до конца жизни.

Джаз между тем развивался – от «горячего» к «холодному» и, наконец, к «свободному», когда инструменты ведут каждый свою партию, лишь подчиняясь заданному ведущим ритму. И «свободный» не стоял на месте: появились диксиленд и регтайм белых музыкантов, желавших отмежеваться от негров. Появился стиль страйд Дюка Эллингтона, чья пьеса «Караван» принадлежит к мировым шедеврам. Был открыт эффект свинга – раскачивание звуковой массы. Яркое отражение свинг получил в фильме «Серенада Солнечной долины» Глена Миллера.

Растущую популярность джаза заметили дельцы. Уже в 1925-м появились пластинки – их раскупали миллионами. Имя Армстронга вскоре уже известно в Америке, в 1935-м он перебирается в Чикаго в оркестр Флетчера Хендерсона, негритянского джазмена-интеллектуала, не связанного с криминалом, наркотиками и проституцией. Он посоветовал Луи перейти с кларнета на трубу, открыл в нём певца. И вот образ: толстые губы, надутые щёки, выпученные глаза – джазмен в белой кепке и фиолетовом костюме. Луи получил ставшее всюду известным прозвище Сачмо – Губастый.

Армстронг уже суперзвезда, но не самородок-одиночка. Всегда рядом незаурядные наставники и партнёры. Начиная с директора тюрьмы, затем Джо Оливера и Хендерсона, Бенни Уильямса, лучшего ударника, его все чему-то учили. И утверждали, что более прилежного ученика, чем Луи, не встречали. В игре Сачмо – небывалая свобода, а такой манящей хрипотцы в голосе не было ни у кого.

В начале 30-х годов в радиоэфире США уже сотни программ, вещающих круглосуточно. На подходе к триумфу кинематограф и телевидение. Время привносило своё. С эпохи Возрождения оперная, симфоническая и камерная музыкальная культура развивались в более или менее застывших рамках. Более открытое общество требовало других форм. Сладкозвучное bel canto стало дополняться новой музыкой. К тому же попросту не хватало музыкантов для растущей ресторанной, зрелищной, спортивной и военной сети. После колоратурного сопрано хриплый рёв воспринимался как освежающий порыв морского урагана.

В Европу джаз пришёл по окончании Второй мировой войны. Янки поражали новенькой формой, сверкающей техникой и оружием, обилием сигарет, виски, шоколада, тушёнки, наличием патефонов и грампластинок. За обед с пивом в парижском кафе можно было расплатиться двумя американскими сигаретами, а обед с вином и десертом стоил одну грампластинку с джазом (читай: Армстронгом). После гастролей в Европе и в Северной Африке слава Луи уже всемирная.

Посетить СССР он почему-то не решился. Хотя знал, что джаз там тоже в ходу. Вспомните сцену в «Мастере и Маргарите» Булгакова, когда «ровно в полночь... что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало... это ударил знаменитый грибоедовский джаз». В середине 1920-х, когда СССР только родился, уже появился московский джаз. А раньше, сразу после революции 1917 года, русский самородок Касьян Голейзовский, хореограф, балетмейстер и джазмен, поставил шоу полуобнажённых дев, выводящих руками волнообразные чудо-рисунки. Через 20 лет в Карнеги-холле и Голливуде трюк назвали «гёрлс» и пустили по свету под своим авторством.

После зарубежных гастролей авторитет Армстронга в США был столь высок, что он легко привлекал для концертов самых лучших: Эллу Фитцджеральд, Барбру Стрейзанд, Сару Воан. Вершиной успеха Луи стали 1960-е, когда он спел и сыграл «Хелло, Долли!», «Сойди к нам, Моисей», «Мы всегда в этом мире» и другие хиты.

Почему есть разночтения в дате смерти – 5 или 6 июля 1971 года? Профессор Воланд в «Мастере и Маргарите» назидал: «Какой смысл умирать в палате под стоны и хрипы безнадёжных больных. Не лучше ли устроить пир на последние тысячи и, приняв яд, переселиться под звуки струн, окружённым хмельными красавицами и лихими друзьями?»

Почувствовав приближение ухода, вечером 5 июля Луи пригласил к себе «на репетицию» свой оркестр, попросил наполнить шампанским бокалы, приложиться к инструментам. В полночь под звуки блюза он отошёл в мир иной.

Олег Туляков

Тэги: Олег Туляков Имена
Обсудить в группе Telegram

Олег Туляков

Олег Туляков, журналист, предприниматель (Берли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Берлинский сентябрь

    21.09.2022
  • Россия возносилась его гением

    08.06.2022
  • Большая молния над Ульяновском

    14.04.2022
  • О чём договорились русские и немцы?

    13.04.2022
  • В осаждённой крепости?

    16.03.2022
  • Под волчьим солнышком

    79 голосов
  • Николаю не удался постриг

    52 голосов
  • Высокая планка

    38 голосов
  • В осаждённой крепости?

    27 голосов
  • О чём договорились русские и немцы?

    26 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS