Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 мая 2024 г.
  4. № 21 (6935) (29.05.2024)
Литература Авторская рубрика

Сад Элис Манро

31 мая 2024

13 мая 2024 года ушла из жизни канадская писательница Элис Энн Манро. Все её книги, переведённые на русский язык, стоят на моей полке. Меня несколько раз спрашивали, с какого произведения начинать знакомство с творчеством Элис Манро. И я неизменно отвечал: с любого. Её книги – это сборники рассказов, и все они хороши. Манро никогда не опускалась ниже определённого уровня.

Она прожила 92 года – сильно! Правда, последние 12 лет уже не выпускала книг, страдала деменцией, а в 2019 году даже была опубликована новость о её смерти. Преждевременно. Да, грустно, когда уходит человек, но Манро достигла всего, чего только можно было достичь, – и ушла победителем. Она лауреатка Нобелевской премии, Международной Букеровской премии и десятка других наград. Однако важно другое: рассказы Манро читают и перечитывают по всему миру. И это абсолютно заслуженно.

В многочисленных откликах Элис Манро называли новым Чеховым. Публика любит сравнения, что поделаешь, но Манро была просто Манро. Она писала блестящие, подчас эталонные рассказы, которые, безусловно, наследуют чеховские традиции, но мы можем и должны проводить параллели и с новеллистикой Карвера, О’Генри, Хемингуэя, Сэлинджера. А я бы добавил и великого Юрия Казакова.

И при этом у Элис Манро свой стиль. Вольтер говорил, что «человек – это стиль». И, читая Манро, даже в переводе, а я читал и в оригинале, понимаешь: это Элис Манро – со своими темами, месседжами, приёмами. Последнее особенно характерно. Уверен, что в школах литературного мастерства и райтинга тексты Элис Манро штудируют в обязательном порядке.

Каждый её рассказ – это жизнь, это эпос, это Вселенная. Чехов завещал: писать, редактировать и сокращать, редактировать и сокращать. Манро блестяще исполнила этот завет. Её рассказы можно с лёгкостью развернуть в роман, точно из заготовки раскатать тесто для пирога, – настолько они полновесны, наполнены деталями и фактами. Вообще «детали» – это одно из ключевых понятий для понимания феномена прозы Манро.

В романе ты можешь скрыться за многословием, за сюжетом, но в рассказе видно всё. И в текстах Манро нет ни одной лишней детали, шероховатости. Всё у неё уместно, всё работает на результат. И при этом дана такая панорама жизни героев, что оторваться от чтения невозможно. Манро показывала разные типажи, но все они отвечали на плюс-минус одни вызовы времени – и так рождалась картина большой жизни.

Казалось бы, Манро описывает судьбу женщины в североамериканской провинции: поля, бакалейные лавки, быт, хвори. Но с самого первого абзаца ты чувствуешь чеховский надрыв, потаённую боль, подавленную тревогу – всё это нужно преодолеть, чтобы стать сильнее, чтобы в принципе оставаться человеком. Так Манро проговаривает самые важные истины на свете, чтобы жить дальше, пусть и жить зачастую больно. Так писательница показывает, что главная битва разворачивается в душах и сердцах человеческих. Психологически это очень тонкая, мастерски сработанная литература.

И уж простите, если мы решим использовать термин «женская проза», то вот она в высшем понимании – новеллы Элис Манро, без глупого пережёвывания «травм» и смакования слащавых воздыханий. В одном рассказе – вся жизнь, судьба, желания, мечты, мотивации. Такая проза похожа на диковинный сад, разбитый на небольшом участке, но созданный с такой любовью и знанием, что подобной красоты не встретишь в самых больших парках мира. Элис Манро – тот редкий случай, когда победитель получает всё – и это более чем заслуженно.


Тэги: Ракурс
Обсудить в группе Telegram

Платон Беседин

Родился в Севастополе. Автор художественных кни... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Парадоксы германской памяти

    03.04.2025
  • Общество спектакля. Кульминация

    27.03.2025
  • Монополиям – нет

    17.01.2025
  • Какую надежду мы несём?

    13.11.2024
  • Как писатели манипулируют выборами

    13.11.2024
  • Драма Донбасса языком кино

  • Рейтинг на неврозе

  • Творчество и бизнес

  • Ёлочка гори

  • Народ России проголосовал за Победу

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS